Главными задачами учителя-дефектолога являются:
- своевременное выявление и преодоление расстройств устной и письменной речи;
- восполнение пробелов в учебной деятельности, не допуская перехода этих проблем на последующие этапы обучения.
Основными направлениями работы учителя-дефектолога являются:
- развитие фонематических процессов, артикуляционной моторики, речевого дыхания, просодики речи, формирование звукового анализа и синтеза;
- постановка и автоматизация дефектных звуков;
- коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;
- формирование связной речи, навыков построения связного высказывания;
- совершенствование движений и сенсомоторного развития;
- развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
- коррекция отдельных сторон психической деятельности (развитие зрительного восприятия и узнавания, развитие зрительной памяти и внимания, формирование обобщенных представлений о свойствах предметов, развитие пространственных представлений и ориентации, развитие представлений о времени, развитие слухового внимания и памяти, развитие различных видов мышления).