Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Ивацевичского райисполкома
Государственное учреждение образования
"ТЕЛЕХАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
им. К.К.Рокоссовского"
Всё о ЦТ и РТ вы можете найти на сайте www.rikc.by/ru/
Централизованное тестирование является не только испытанием школьника на знание предмета, но и психологическим испытанием – на умение собраться, мобилизовать свои знания, овладеть своим состоянием в стрессовой ситуации. Стрессовое напряжение в отношении тестирования может возникнуть и задолго до самого испытания.
Чаще всего его появления связано с отношением к успешности в обучении и к надвигающимся испытаниям педагогов и родителей. Они ощущают тревогу за вас, своего ребенка и ученика, и их состояние передается и вам. Следует помнить, что невысокое состояние тревожности служит своеобразной адаптацией, подготовкой к предстоящему тестированию. Отсутствие легкого предстартового волнения, наоборот, мешает мобилизации. Когда человек не испытывает никакого волнения перед предстоящим испытанием, возникает вопрос: а не слишком ли он спокоен (возможно, равнодушен)? А вот высокий уровень тревожности может действительно помешать успешному прохождению тестирования. Поэтому важно эмоционально настроиться накануне экзамена и продумать тактику своего поведения во время его сдачи.
При этом психологическая подготовка к централизованному тестированию имеет свою специфику, которая отличается от подготовки к традиционному школьному экзамену. Прежде всего, давайте выделим особые стрессовые факторы тестирования:
• во-первых, тестирование будет проходить в новом, не знакомом для вас помещении;
• во-вторых, тестирование будут организовывать чужие люди, и в помещении вместе с вами преимущественно будут сидеть незнакомые вам ученики;
• в-третьих, тестирование будет проходить в ситуации довольно сильного контроля со стороны его организаторов;
• в-четвертых, тестирование имеет ограничение по времени, что также является стрессовым фактором;
• и, наконец, наверное, самое главное – вы, возможно, будете чувствовать публичное одиночество.
Психологическую подготовку к централизованному тестированию можно разделить на несколько этапов.
Первое – это работа по снижению эмоционального напряжения перед испытанием. Второе – построение тактики собственного поведения на самом тестировании.
На этапе подготовки к тестированию многое зависит от поведения ваших родителей и педагогов. Но вам важно помнить, что их отношение к вам в любом случае не связано с результатами будущего испытания. Их доброе отношение к вам сильнее, чем вам может казаться и способно выдержать даже вашу неудачу.
Очень полезно в совместной беседе со взрослыми продумать ваши жизненные планы в ситуации как успеха, так и неуспеха. В любом случае, ничего страшного и непоправимого не будет, если на тестировании вы покажете недостаточно высокие результаты. Экзамен всегда меньше, чем ваша жизнь, это только событие в ней, итоги которого всегда можно исправить в будущем.
День накануне экзамена не должен быть интеллектуально и эмоционально перегружен. Если волнение сильное, вам используйте ваше воображение, с помощью которого вы можете детально представить, как будет проходить завтрашнее событие (как вы будете входить в помещение, садиться, слушать инструкции, брать бланк и т. д.). Можно даже представить себе, как поначалу слегка будут дрожать руки, пересыхать в горле, как будет казаться, что вы ничего не знаете – через несколько минут знания вернутся. Как вы будете писать ответы, реагировать на вопросы, которые не знаете, спокойно их пропускать, а потом к ним возвращаться. При необходимости эти визуальные картинки можно повторить.
Каждому известно: чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной ночи. Но нет смысла учить что-либо ночью – слишком высокий уровень усталости. Перед сном лучше прогуляться, думая не об испытании, а о чем-нибудь приятном. Полезнее лучше выспаться, чтобы утром чувствовать себя бодрым и активным.
После приезда на место тестирования в новое для вас помещение в первые несколько минут полезно оглядеться, познакомиться с помещением, поздороваться со знакомыми ребятами, сделать несколько глубоких вздохов и сказать самому себе: «У меня все получиться».
Прослушав порядок проведения тестирования, спросите себя, все ли вам понятно. И если что-то в процедуре тестирования вам неясно, переспросите организаторов.
Вопросы в тестах задаются от простых к сложным, поэтому целесообразно выполнять их по порядку, а в случае сложностей переходить к следующему вопросу. После того, как вы решили все, что можно решить сразу, приступайте к наименее сложному из вопросов, которые остались нерешенными.
Довольно распространенный вопрос: принимать ли успокоительное перед экзаменом? Это вы решите сами, помня, однако, что успокоительное может тормозить интеллектуальные процессы.
И последнее. Подобное испытание для вас, несомненно, событие. И независимо от результатов это есть акт вашего взросления, преодоления вами серьезного испытания. И это событие, несомненно, может быть отмечено вами подарками: праздничным пирогом, книгой или диском.
свернутьВыписка
из Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования (от 11 июля 2022 г. № 184)
ГЛАВА 7 ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ, ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ЭКЗАМЕНОВ
46. На основании сроков проведения выпускных экзаменов, установленных Министерством образования в соответствии с частью второй пункта 4 статьи 161 Кодекса Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.09.2022, 8/38659 13 Республики Беларусь об образовании, учреждение образования определяет даты проведения каждого выпускного экзамена по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования в расписании выпускных экзаменов. Расписание выпускных экзаменов утверждается руководителем учреждения образования (уполномоченным им лицом) и доводится до сведения участников образовательного процесса не позднее чем за десять дней до начала выпускных экзаменов. При составлении расписания выпускных экзаменов необходимо учитывать: не менее двух дат в случае необходимости проведения выпускного экзамена в письменной форме по соответствующему учебному предмету; проведение не более одного выпускного экзамена в день в каждом классе; обеспечение продолжительности перерыва между выпускными экзаменами не менее одного дня.
47. Выпускные экзамены проводятся по текстам, содержащимся в сборниках экзаменационных материалов по соответствующим учебным предметам, разрабатываемым Министерством образования, и билетам, разрабатываемым Министерством образования. Тексты, билеты для проведения выпускных экзаменов разрабатываются Министерством образования на основании требований образовательного стандарта базового образования, образовательного стандарта среднего образования к результатам освоения содержания образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования. Практические задания, которые предусматриваются билетами, разрабатываются учителями учреждения образования и утверждаются его руководителем (уполномоченным им лицом) не позднее чем за две недели до начала выпускных экзаменов. Практические задания хранятся в сейфе у руководителя учреждения образования (уполномоченного им лица).
48. Составы экзаменационных комиссий для проведения выпускных экзаменов, централизованных экзаменов утверждаются руководителем учреждения образования (уполномоченным им лицом) не позднее чем за две недели до начала выпускных экзаменов. В состав экзаменационных комиссий для проведения выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования входит председатель комиссии (руководитель учреждения образования (уполномоченное им лицо) и два члена комиссии, в том числе учитель, преподающий учебный предмет (модуль), по которому проводится выпускной экзамен. В состав экзаменационных комиссий для проведения выпускных экзаменов, централизованных экзаменов по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования входит председатель комиссии (руководитель учреждения образования (уполномоченное им лицо) и три члена комиссии, в том числе учитель, преподающий учебный предмет (модуль), по которому проводится выпускной экзамен, централизованный экзамен. Председателем экзаменационной комиссии не может быть учитель, преподававший в данном классе учебный предмет (модуль), по которому проводится выпускной экзамен, централизованный экзамен. 49. Выпускные экзамены по учебным предметам (модулям), которые проводятся в письменной форме, начинаются с 9.00. Продолжительность выпускных экзаменов по
учебным предметам (модулям), которые проводятся в письменной форме, устанавливается с учетом специфики учебного предмета, структурных элементов экзаменационной работы. Учащиеся, выполнившие экзаменационную работу, сдают ее экзаменационной комиссии вместе с черновиком. Учащиеся, которые не выполнили экзаменационную работу в отведенное время, сдают ее незаконченной. Экзаменационные работы учащихся по завершении выпускных экзаменов, которые проводились в письменной форме, хранятся в сейфе у руководителя учреждения Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.09.2022, 8/38659 14 образования (уполномоченного им лица) и выдаются им для проверки экзаменационным комиссиям. Проверка экзаменационных работ учащихся осуществляется в учреждении образования.
50. На выпускные экзамены, которые проводятся в письменной форме, учащимся не разрешается приносить тетради, учебные пособия, учебники, учебные и справочные материалы. На выпускных экзаменах, которые проводятся в устной форме, или в сочетании устной и практической форм, или в практической форме, учащиеся могут пользоваться картами, схемами, репродукциями, фонозаписями, аудиовизуальными средствами, музыкальными инструментами, учебно-лабораторным оборудованием.
51. Для подготовки к ответу на выпускном экзамене, который проводится в устной форме или в сочетании устной и практической форм, учащемуся отводится не более 30 минут. Члены экзаменационной комиссии слушают ответ учащегося по структурным элементам билета, не прерывая его ответа. В случае неполного ответа на структурные элементы билета учащемуся могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах учебного материала, предусмотренного билетом. В случае, если учащийся не ответил по билету, то экзаменационная комиссия может по его просьбе разрешить ответить по другому билету. При этом в протокол итогового испытания вносится соответствующая запись. Вопрос о снижении отметки учащемуся в этом случае решает экзаменационная комиссия.
52. Экзаменационные комиссии учреждений образования вносят отметки, полученные учащимися по результатам сдачи выпускных экзаменов, централизованных экзаменов, в протокол выпускного экзамена по форме согласно приложению 26, протокол централизованного экзамена по форме согласно приложению 27. Протокол выпускного экзамена, централизованного экзамена подписывается членами экзаменационной комиссии по соответствующему учебному предмету. В случае разногласий между членами экзаменационной комиссии при оценке результатов сдачи учащимся выпускного экзамена вопрос решается большинством голосов с записью в протоколе выпускного экзамена мнения каждого члена экзаменационной комиссии, который не согласен с выставленной отметкой. Окончательное решение по спорным вопросам принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения учреждения образования. Отметки, полученные учащимися на выпускном экзамене, который проводится в устной, или в сочетании устной и практической форм, или в практической форме, объявляются учащимся по завершении выпускного экзамена, а в письменной форме – не позднее чем за один день до проведения следующего выпускного экзамена.
53. По учебным предметам (модулям), по которым проводятся выпускные экзамены, централизованные экзамены, экзаменационная комиссия выставляет кроме отметки, полученной на выпускном экзамене, централизованном экзамене, также итоговую отметку. Итоговая отметка выставляется как среднее арифметическое отметки по итогам учебного года и отметки (отметок), полученной (полученных) на выпускном экзамене, централизованном экзамене. Положительная итоговая отметка не может быть выставлена при получении на выпускном экзамене неудовлетворительной отметки.
54. Пересмотру не подлежат отметки, полученные на выпускных экзаменах, централизованных экзаменах, итоговые отметки, а также отметки по итогам года по учебным предметам (модулям) по итогам их изучения в предыдущих классах, которые вносятся в документ об образовании (свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) или в аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью)
56. Учащиеся учреждений образования (классов) с русским языком обучения и воспитания, которые по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования не изучали содержание учебного предмета «Белорусский язык» на протяжении двух или менее лет до начала выпускных экзаменов, выпускной экзамен по этому учебному предмету не сдают. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) вносится запись «не изучал(а)». В случае, если учащиеся самостоятельно или с помощью учителя усвоили содержание учебного предмета «Белорусский язык», то они имеют право сдавать выпускной экзамен по этому учебному предмету. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) в качестве итоговой отметки по этому учебному предмету выставляется отметка, полученная на выпускном экзамене. 57. Учащиеся учреждений образования (классов) с белорусским языком обучения и воспитания, которые по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования не изучали содержание учебного предмета «Русский язык» на протяжении двух или менее лет до начала выпускных экзаменов, выпускной экзамен по этому учебному предмету не сдают. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) вносится запись «не изучал(а)». Если учащиеся самостоятельно или с помощью учителя усвоили содержание учебного предмета «Русский язык», то они имеют право сдавать выпускной экзамен по этому учебному предмету. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) в качестве итоговой отметки по этому учебному предмету выставляется отметка, полученная на выпускном экзамене.
58. Учащиеся учреждений образования (классов) с русским языком обучения и воспитания, учащиеся учреждений образования (классов) с белорусским языком обучения и воспитания, которые по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования не изучали содержание учебного предмета «История Беларуси» на протяжении двух или менее лет до начала выпускных экзаменов, выпускной экзамен по этому учебному предмету не сдают. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) вносится запись «не изучал(а)». Если учащиеся самостоятельно или с помощью учителя усвоили содержание учебного предмета «История Беларуси», то они имеют право сдавать выпускной экзамен по этому учебному предмету. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) в качестве итоговой отметки по этому учебному предмету выставляется отметка, полученная на выпускном экзамене. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.09.2022, 8/38659 16 Отметка, полученная на выпускном экзамене, за речевое оформление устного ответа этим учащимся не снижается.
59. Учащиеся, зачисленные для продолжения обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования в учреждения образования (классы) с русским языком обучения и воспитания и не изучавшие на протяжении двух или менее лет содержание учебного предмета «Белорусский язык», не аттестуются по этому учебному предмету. В аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) им вносится запись «не изучал(а)». Учащиеся, указанные в части первой настоящего пункта, сдают централизованный экзамен по учебному предмету «Русский язык». В случае, если учащиеся, указанные в части первой настоящего пункта, при завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования самостоятельно или с помощью учителя усвоили содержание учебного предмета «Белорусский язык», они имеют право сдавать централизованный экзамен по учебному предмету «Белорусский язык» или по учебному предмету «Русский язык».
60. Учащиеся, зачисленные для продолжения обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования в учреждения образования (классы) с белорусским языком обучения и воспитания и не изучавшие на протяжении двух или менее лет содержание учебного предмета «Русский язык», не аттестуются по этому учебному предмету. В аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) им вносится запись «не изучал(а)». Учащиеся, указанные в части первой настоящего пункта, сдают централизованный экзамен по учебному предмету «Белорусский язык». В случае, если учащиеся, указанные в части первой настоящего пункта, при завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования самостоятельно или с помощью учителя усвоили содержание учебного предмета «Русский язык», они имеют право сдавать централизованный экзамен по учебному предмету «Белорусский язык» или по учебному предмету «Русский язык»
63. Учащиеся, которые заболели в период проведения выпускных экзаменов и выздоровели до их завершения, сдают до 10 июля текущего учебного года выпускные экзамены по тем учебным предметам, по которым они не сдали выпускной экзамен в основной срок. В случае продолжения заболевания они могут сдавать выпускные экзамены в иные сроки, установленные частью первой пункта 64 настоящих Правил.
свернутьKudaPostupat.by — электронный справочник абитуриента Беларуси, скорая помощь старшекласснику и выпускнику! Только здесь вы найдёте всю необходимую информацию, получив ответы на все свои вопросы, а значит, сможете определиться с выбором.
Перечень сайтов для подготовки к ЦТ по учебным предметам
Помните, что любой повторяемый материал запоминается и воспроизводится намного успешнее и эффективнее, если вы хорошо понимаете, для чего его повторяете.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ ТЕСТИРОВАНИЯ
Если не уверены в выборе ответа — доверьтесь интуиции!
- 2/3 времени на более легкие задания,- 1/3 времени на трудные задания.