Выпускникам

Всё о ЦТ и РТ

развернуть

Всё о ЦТ и РТ вы можете найти на сайте www.rikc.by/ru/

  • Положение о порядке организации и проведения централизованного тестирования
  • Репетиционное тестирование в 2024/2025 учебном году
  • Пункты регистрации для участия в ЦТ
  • Памятка участнику централизованного тестирования
  • График проведения централизованного тестирования по учебным предметам в 2024/2025 году
  • Порядок заполнения бланка ответов
свернуть

Готовимся к централизованному тестированию

развернуть

Централизованное тестирование является не только испытанием школьника на знание предмета, но и психологическим испытанием – на умение собраться, мобилизовать свои знания, овладеть своим состоянием в стрессовой ситуации. Стрессовое напряжение в отношении тестирования может возникнуть и задолго до самого испытания.

Чаще всего его появления связано с отношением к успешности в обучении и к надвигающимся испытаниям педагогов и родителей. Они ощущают тревогу за вас, своего ребенка и ученика, и их состояние передается и вам. Следует помнить, что невысокое состояние тревожности служит своеобразной адаптацией, подготовкой к предстоящему тестированию. Отсутствие легкого предстартового волнения, наоборот, мешает мобилизации. Когда человек не испытывает никакого волнения перед предстоящим испытанием, возникает вопрос: а не слишком ли он спокоен (возможно, равнодушен)? А вот высокий уровень тревожности может действительно помешать успешному прохождению тестирования. Поэтому важно эмоционально настроиться накануне экзамена и продумать тактику своего поведения во время его сдачи.

При этом психологическая подготовка к централизованному тестированию имеет свою специфику, которая отличается от подготовки к традиционному школьному экзамену. Прежде всего, давайте выделим особые стрессовые факторы тестирования:

• во-первых, тестирование будет проходить в новом, не знакомом для вас помещении;

• во-вторых, тестирование будут организовывать чужие люди, и в помещении вместе с вами преимущественно будут сидеть незнакомые вам ученики;

• в-третьих, тестирование будет проходить в ситуации довольно сильного контроля со стороны его организаторов;

• в-четвертых, тестирование имеет ограничение по времени, что также является стрессовым фактором;

• и, наконец, наверное, самое главное – вы, возможно, будете чувствовать публичное одиночество.

Психологическую подготовку к централизованному тестированию можно разделить на несколько этапов.

Первое – это работа по снижению эмоционального напряжения перед испытанием. Второе – построение тактики собственного поведения на самом тестировании.

На этапе подготовки к тестированию многое зависит от поведения ваших родителей и педагогов. Но вам важно помнить, что их отношение к вам в любом случае не связано с результатами будущего испытания. Их доброе отношение к вам сильнее, чем вам может казаться и способно выдержать даже вашу неудачу.

Очень полезно в совместной беседе со взрослыми продумать ваши жизненные планы в ситуации как успеха, так и неуспеха. В любом случае, ничего страшного и непоправимого не будет, если на тестировании вы покажете недостаточно высокие результаты. Экзамен всегда меньше, чем ваша жизнь, это только событие в ней, итоги которого всегда можно исправить в будущем.

День накануне экзамена не должен быть интеллектуально и эмоционально перегружен. Если волнение сильное, вам используйте ваше воображение, с помощью которого вы можете детально представить, как будет проходить завтрашнее событие (как вы будете входить в помещение, садиться, слушать инструкции, брать бланк и т. д.). Можно даже представить себе, как поначалу слегка будут дрожать руки, пересыхать в горле, как будет казаться, что вы ничего не знаете – через несколько минут знания вернутся. Как вы будете писать ответы, реагировать на вопросы, которые не знаете, спокойно их пропускать, а потом к ним возвращаться. При необходимости эти визуальные картинки можно повторить.

Каждому известно: чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной ночи. Но нет смысла учить что-либо ночью – слишком высокий уровень усталости. Перед сном лучше прогуляться, думая не об испытании, а о чем-нибудь приятном. Полезнее лучше выспаться, чтобы утром чувствовать себя бодрым и активным.

После приезда на место тестирования в новое для вас помещение в первые несколько минут полезно оглядеться, познакомиться с помещением, поздороваться со знакомыми ребятами, сделать несколько глубоких вздохов и сказать самому себе: «У меня все получиться».

Прослушав порядок проведения тестирования, спросите себя, все ли вам понятно. И если что-то в процедуре тестирования вам неясно, переспросите организаторов.

Вопросы в тестах задаются от простых к сложным, поэтому целесообразно выполнять их по порядку, а в случае сложностей переходить к следующему вопросу. После того, как вы решили все, что можно решить сразу, приступайте к наименее сложному из вопросов, которые остались нерешенными.

Довольно распространенный вопрос: принимать ли успокоительное перед экзаменом? Это вы решите сами, помня, однако, что успокоительное может тормозить интеллектуальные процессы.

И последнее. Подобное испытание для вас, несомненно, событие. И независимо от результатов это есть акт вашего взросления, преодоления вами серьезного испытания. И это событие, несомненно, может быть отмечено вами подарками: праздничным пирогом, книгой или диском.

свернуть

Выписка из Правил проведения аттестации учащихся

развернуть

Выписка
из Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования (от 11 июля 2022 г. № 184)

ГЛАВА 7 ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ, ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ЭКЗАМЕНОВ

46. На основании сроков проведения выпускных экзаменов, установленных Министерством образования в соответствии с частью второй пункта 4 статьи 161 Кодекса Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.09.2022, 8/38659 13 Республики Беларусь об образовании, учреждение образования определяет даты проведения каждого выпускного экзамена по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования в расписании выпускных экзаменов. Расписание выпускных экзаменов утверждается руководителем учреждения образования (уполномоченным им лицом) и доводится до сведения участников образовательного процесса не позднее чем за десять дней до начала выпускных экзаменов. При составлении расписания выпускных экзаменов необходимо учитывать: не менее двух дат в случае необходимости проведения выпускного экзамена в письменной форме по соответствующему учебному предмету; проведение не более одного выпускного экзамена в день в каждом классе; обеспечение продолжительности перерыва между выпускными экзаменами не менее одного дня.

47. Выпускные экзамены проводятся по текстам, содержащимся в сборниках экзаменационных материалов по соответствующим учебным предметам, разрабатываемым Министерством образования, и билетам, разрабатываемым Министерством образования. Тексты, билеты для проведения выпускных экзаменов разрабатываются Министерством образования на основании требований образовательного стандарта базового образования, образовательного стандарта среднего образования к результатам освоения содержания образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования. Практические задания, которые предусматриваются билетами, разрабатываются учителями учреждения образования и утверждаются его руководителем (уполномоченным им лицом) не позднее чем за две недели до начала выпускных экзаменов. Практические задания хранятся в сейфе у руководителя учреждения образования (уполномоченного им лица).

48. Составы экзаменационных комиссий для проведения выпускных экзаменов, централизованных экзаменов утверждаются руководителем учреждения образования (уполномоченным им лицом) не позднее чем за две недели до начала выпускных экзаменов. В состав экзаменационных комиссий для проведения выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования входит председатель комиссии (руководитель учреждения образования (уполномоченное им лицо) и два члена комиссии, в том числе учитель, преподающий учебный предмет (модуль), по которому проводится выпускной экзамен. В состав экзаменационных комиссий для проведения выпускных экзаменов, централизованных экзаменов по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования входит председатель комиссии (руководитель учреждения образования (уполномоченное им лицо) и три члена комиссии, в том числе учитель, преподающий учебный предмет (модуль), по которому проводится выпускной экзамен, централизованный экзамен. Председателем экзаменационной комиссии не может быть учитель, преподававший в данном классе учебный предмет (модуль), по которому проводится выпускной экзамен, централизованный экзамен. 49. Выпускные экзамены по учебным предметам (модулям), которые проводятся в письменной форме, начинаются с 9.00. Продолжительность выпускных экзаменов по

 

 

учебным предметам (модулям), которые проводятся в письменной форме, устанавливается с учетом специфики учебного предмета, структурных элементов экзаменационной работы. Учащиеся, выполнившие экзаменационную работу, сдают ее экзаменационной комиссии вместе с черновиком. Учащиеся, которые не выполнили экзаменационную работу в отведенное время, сдают ее незаконченной. Экзаменационные работы учащихся по завершении выпускных экзаменов, которые проводились в письменной форме, хранятся в сейфе у руководителя учреждения Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.09.2022, 8/38659 14 образования (уполномоченного им лица) и выдаются им для проверки экзаменационным комиссиям. Проверка экзаменационных работ учащихся осуществляется в учреждении образования.

 50. На выпускные экзамены, которые проводятся в письменной форме, учащимся не разрешается приносить тетради, учебные пособия, учебники, учебные и справочные материалы. На выпускных экзаменах, которые проводятся в устной форме, или в сочетании устной и практической форм, или в практической форме, учащиеся могут пользоваться картами, схемами, репродукциями, фонозаписями, аудиовизуальными средствами, музыкальными инструментами, учебно-лабораторным оборудованием.

51. Для подготовки к ответу на выпускном экзамене, который проводится в устной форме или в сочетании устной и практической форм, учащемуся отводится не более 30 минут. Члены экзаменационной комиссии слушают ответ учащегося по структурным элементам билета, не прерывая его ответа. В случае неполного ответа на структурные элементы билета учащемуся могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах учебного материала, предусмотренного билетом. В случае, если учащийся не ответил по билету, то экзаменационная комиссия может по его просьбе разрешить ответить по другому билету. При этом в протокол итогового испытания вносится соответствующая запись. Вопрос о снижении отметки учащемуся в этом случае решает экзаменационная комиссия.

52. Экзаменационные комиссии учреждений образования вносят отметки, полученные учащимися по результатам сдачи выпускных экзаменов, централизованных экзаменов, в протокол выпускного экзамена по форме согласно приложению 26, протокол централизованного экзамена по форме согласно приложению 27. Протокол выпускного экзамена, централизованного экзамена подписывается членами экзаменационной комиссии по соответствующему учебному предмету. В случае разногласий между членами экзаменационной комиссии при оценке результатов сдачи учащимся выпускного экзамена вопрос решается большинством голосов с записью в протоколе выпускного экзамена мнения каждого члена экзаменационной комиссии, который не согласен с выставленной отметкой. Окончательное решение по спорным вопросам принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения учреждения образования. Отметки, полученные учащимися на выпускном экзамене, который проводится в устной, или в сочетании устной и практической форм, или в практической форме, объявляются учащимся по завершении выпускного экзамена, а в письменной форме – не позднее чем за один день до проведения следующего выпускного экзамена.

53. По учебным предметам (модулям), по которым проводятся выпускные экзамены, централизованные экзамены, экзаменационная комиссия выставляет кроме отметки, полученной на выпускном экзамене, централизованном экзамене, также итоговую отметку. Итоговая отметка выставляется как среднее арифметическое отметки по итогам учебного года и отметки (отметок), полученной (полученных) на выпускном экзамене, централизованном экзамене. Положительная итоговая отметка не может быть выставлена при получении на выпускном экзамене неудовлетворительной отметки.

54. Пересмотру не подлежат отметки, полученные на выпускных экзаменах, централизованных экзаменах, итоговые отметки, а также отметки по итогам года по учебным предметам (модулям) по итогам их изучения в предыдущих классах, которые вносятся в документ об образовании (свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) или в аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью)

56. Учащиеся учреждений образования (классов) с русским языком обучения и воспитания, которые по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования не изучали содержание учебного предмета «Белорусский язык» на протяжении двух или менее лет до начала выпускных экзаменов, выпускной экзамен по этому учебному предмету не сдают. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) вносится запись «не изучал(а)». В случае, если учащиеся самостоятельно или с помощью учителя усвоили содержание учебного предмета «Белорусский язык», то они имеют право сдавать выпускной экзамен по этому учебному предмету. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) в качестве итоговой отметки по этому учебному предмету выставляется отметка, полученная на выпускном экзамене. 57. Учащиеся учреждений образования (классов) с белорусским языком обучения и воспитания, которые по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования не изучали содержание учебного предмета «Русский язык» на протяжении двух или менее лет до начала выпускных экзаменов, выпускной экзамен по этому учебному предмету не сдают. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) вносится запись «не изучал(а)». Если учащиеся самостоятельно или с помощью учителя усвоили содержание учебного предмета «Русский язык», то они имеют право сдавать выпускной экзамен по этому учебному предмету. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) в качестве итоговой отметки по этому учебному предмету выставляется отметка, полученная на выпускном экзамене.

58. Учащиеся учреждений образования (классов) с русским языком обучения и воспитания, учащиеся учреждений образования (классов) с белорусским языком обучения и воспитания, которые по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования не изучали содержание учебного предмета «История Беларуси» на протяжении двух или менее лет до начала выпускных экзаменов, выпускной экзамен по этому учебному предмету не сдают. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) вносится запись «не изучал(а)». Если учащиеся самостоятельно или с помощью учителя усвоили содержание учебного предмета «История Беларуси», то они имеют право сдавать выпускной экзамен по этому учебному предмету. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) в качестве итоговой отметки по этому учебному предмету выставляется отметка, полученная на выпускном экзамене. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.09.2022, 8/38659 16 Отметка, полученная на выпускном экзамене, за речевое оформление устного ответа этим учащимся не снижается.

 59. Учащиеся, зачисленные для продолжения обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования в учреждения образования (классы) с русским языком обучения и воспитания и не изучавшие на протяжении двух или менее лет содержание учебного предмета «Белорусский язык», не аттестуются по этому учебному предмету. В аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) им вносится запись «не изучал(а)». Учащиеся, указанные в части первой настоящего пункта, сдают централизованный экзамен по учебному предмету «Русский язык». В случае, если учащиеся, указанные в части первой настоящего пункта, при завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования самостоятельно или с помощью учителя усвоили содержание учебного предмета «Белорусский язык», они имеют право сдавать централизованный экзамен по учебному предмету «Белорусский язык» или по учебному предмету «Русский язык».

60. Учащиеся, зачисленные для продолжения обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования в учреждения образования (классы) с белорусским языком обучения и воспитания и не изучавшие на протяжении двух или менее лет содержание учебного предмета «Русский язык», не аттестуются по этому учебному предмету. В аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) им вносится запись «не изучал(а)». Учащиеся, указанные в части первой настоящего пункта, сдают централизованный экзамен по учебному предмету «Белорусский язык». В случае, если учащиеся, указанные в части первой настоящего пункта, при завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования самостоятельно или с помощью учителя усвоили содержание учебного предмета «Русский язык», они имеют право сдавать централизованный экзамен по учебному предмету «Белорусский язык» или по учебному предмету «Русский язык»

 63. Учащиеся, которые заболели в период проведения выпускных экзаменов и выздоровели до их завершения, сдают до 10 июля текущего учебного года выпускные экзамены по тем учебным предметам, по которым они не сдали выпускной экзамен в основной срок. В случае продолжения заболевания они могут сдавать выпускные экзамены в иные сроки, установленные частью первой пункта 64 настоящих Правил.

свернуть

Как научиться сдавать экзамены

развернуть
 I. При подготовке к экзаменам
1. Не читайте подряд весь учебник. Повторяйте по вопросам. Прочитав вопрос, вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, а затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или параграфы учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочитайте учебник, выделяя главные мысли - опорные пункты ответа. Составьте и как можно лучше выучите план ответа.
 
В конце каждого дня подготовки проверьте, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.
 
Комментарии: Почему важно записывать планы, конспекты, а не просто вспоминать их? Дело в том, что при воспоминании, повторении «про себя» смешиваются узнавание и реальное знание, а узнавать легче, чем вспоминать. Возникают впечатления знания, а когда надо пересказать его другим, сказать вслух, оно куда-то улетучивается. Именно с этим часто бывают связаны случаи, когда, кажется, что вы знаете, помните, а начинаете отвечать - и ответ получается отрывочным, скомканным. Поэтому такими приемами лучше пользоваться и в течение года при подготовке уроков. Кстати, тогда и к экзаменам придется меньше готовиться. Когда вы пишите план ответа, вы становитесь в позицию человека, передающего свои знания другим, то есть делаете то же самое, что надо делать, отвечая в классе или на экзамене. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении и ответе на экзамене.
 
2. Ответы на наиболее трудные вопросы (а еще лучше на все) полностью, развернуто рассказывайте маме, другу, любому, кто захочет слушать, причем старайтесь это делать так, как требуется на экзаменах. Очень хорошо записывать ответы на магнитофон, а потом послушать себя как бы со стороны. Если вы готовитесь к устному экзамену, то воспользуйтесь при этом зеркалом (желательно таким, чтобы видеть себя в полный рост) и следите за голосом, позой, жестами.
 
Комментарии: Почему это надо делать? Психологи установили, что чем больше различия в состоянии человека в тот момент, когда он получает информацию (готовиться к экзаменам) и воспроизводит ее (отвечает), тем труднее ему извлекать информацию из памяти (вспоминать). Готовитесь вы дома, сидя, а то и лежа, в спокойной обстановке, расслабившись, а отвечая на экзамене, испытываете напряжение, волнение. Когда вы рассказываете ответ или записываете его на магнитофон, вы сближаете эти два состояния. Еще одно: хотя нам это и незаметно, речь про себя очень отличается от речи вслух - она краткая, сжатая, похожа на верхушку айсберга, скрывающего образы, схемы. Для того чтобы стать понятной другим, она требует перевода, аналогичного переводу с очень хорошо знакомого иностранного языка. И при переводе оказывается, что не все можно перевести: что- то забыл, что- то в переводе кажется лишь бледной копией, что-то видится как образ, картинка, а словами не выражается. Когда вы пересказываете ответ, вы включаете особый вид памяти: речь двигательную, помогающую вам отвечать не на внутреннем, а на общедоступном языке. Тут и выясняется, что вы знаете твердо и чем можете поделиться с другими, что - только для себя и поэтому требует дополнительного перевода, а что, как оказывается, вы вообще не знаете.
 
3. Если при подготовке к экзаменам вам начинает казаться, что это выучить не возможно, и вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется, подумайте о том, сколько по этому предмету вы уже знаете, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал. Только делайте это как можно конкретнее. Не: «Ой, мамочки, я ничего не знаю» или «Я все равно ничего не успею, так не лучше ли расслабиться, и пусть все провалится в тартарары», а найдя легкие или сравнительно легкие для вас вопросы или темы и те на которые вы смотрите, как на китайскую грамоту. Проверьте, пользуясь схемой или планом ответа, правы ли вы, а затем сосредоточьтесь на том, что вам нужно выучить, как бы перекидываете мостик между знаемым и незнаемым.
 
Главное: не старайтесь выучить учебник наизусть. Помните: ваша задача - не запомнить, а понять. Концентрируйте внимание на главных основных мыслях. Хорошо выучите план ответа на вопрос.
 
4. Перестаньте думать «Я все равно провалюсь». Такие мысли недаром называют разрушающими. Они не только мешают вам готовиться, создавая постоянное напряжение и смятение в мыслях, занимая в них главное место, они к тому же, как не странно, не позволяет вам ничего не делать или делать все спустя рукава (а зачем трудиться, если все равно ничего не выйдет!). Совет тот же сосредоточьтесь на конкретных задачах - продумайте программу подготовки на каждый день и четко следуйте ей, обязательно составляйте план ответа на каждый вопрос, причем каждый на отдельном листе, чтобы к концу дня вы видели как бы материальное выражение своего труда.
 
5. Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом пересказать их кому-нибудь или самому перед зеркалом так, как будто отвечаете комиссии на экзамене. Не повторяйте билеты по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзаменах каждый раз, прежде чем рассказать билет, вспомните и запишите план ответа. Если это получилось легко, можете не рассказывать. Этот вопрос вы знаете хорошо. Рассказывайте только то, в чем вы чувствуете затруднение. При рассказе пользуйтесь записанным планом - на экзамене, как вы знаете, можно пользоваться записями, сделанными при подготовке к ответу. Следите за своей позой жестами, мимикой, голосом. Внимание: ваша речь, весь ваш вид должны выражать уверенность в себе и своих знаниях.
 
Комментарии: Голос, жесты раскрывают другим состояние человека. (Например, основной контроль эмоционального состояния космонавтов, находящихся на орбите, осуществляется именно по их голосу.) Но голос, как и жесты, не только, «выдает» наше состояние, но и по принципу обратной связи способен влиять на него - успокаивать, придавать уверенность.
 
6. Обязательно решайте задачи (по математике, физике), разбирайте предложения, слово (по русскому языку) - в общем, научитесь хорошо выполнять практическое задание. И не просто выполнять, но и рассказывать полностью, вслух, как вы его выполняли, ход своих действий и рассуждений.
 
7. За несколько дней до экзамена обязательно «проиграйте» мысленно ситуацию экзамена, представьте себе во всех деталях обстановку, ситуацию, комиссию, свой ответ. Старайтесь это делать как можно конкретнее, подробнее. Но - внимание! - СКОНЦЕНТРИРУЙТЕСЬ НА ВЫБОРЕ ЛУЧШЕГО ОТВЕТА, ЛУЧШЕЙ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ, а на саморазрушающей мысли о провале, о собственных страхах постарайтесь не обращать внимание: не гоните их, но и не зацикливайтесь на них.
 
Накануне экзамена, напротив, представьте себе ситуацию экзамена, ответа во всех красках: со всеми чувствами, переживаниями, «страшными мыслями». Вот вы вошли в класс или в аудиторию, тянете билет, садитесь готовиться, выходите отвечать, отвечаете. Итак, сначала вы представляете, как у вас дрожат руки, или пересыхает в горле, а в голове не осталось ни одной мысли, но вот вы тянете билет, садитесь на место или читаете задание на доске. Во время письменного экзамена, страх пропадает, вы сосредотачиваетесь и начинаете спокойно готовиться к ответу или выполняете задание. Подходите к экзаменационной комиссии и уверенно отвечаете на все вопросы. Еще раз: представляйте все как можно конкретнее, в деталях, со всеми чувствами, переживаниями, действиями, но так, как бы вы хотели, чтобы все произошло, как должно происходить при успешной сдаче экзамена.
 
Естественно, если у вас нет никакого страха перед экзаменами, то не надо его и представлять себе. Однако - внимание! - подумайте, не слишком ли вы спокойный, отсутствие некоторого «предстартового» волнения также часто мешает хорошим ответам.
 
Если же вы очень боитесь, попробуйте прием, называемый «доведение до абсурда». Постарайтесь, как можно сильнее напугать себя. Представьте себе все самые страшные, немыслимые подробности и ужасающие последствия. Если вы занимаетесь вдвоем или в группе, попробуйте посильнее напугать друг друга. Такое предельное усиление страха обычно приводит человека к мысли о том, что бояться в сущности нечего, и даже самые тяжелые последствия на самом деле не смертельны.     
 
II. ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНА
 
1. Взяв билет, прочитав задание на доске, продумайте план ответа (ничего, если не можете вспомнить тот, который был написан раньше). Начинайте готовиться выполнять то задание, которое (пусть совсем немного) для вас легче. Если кажется, что вы совсем ничего не знаете и не помните - не пугайтесь. Внимание! - на экзамене у вас достаточно времени, чтобы выполнить задание, подготовиться к ответу. Вспомните, как вы готовили этот вопрос и отвечали на него дома. Разделите лист бумаги на две части. На левой напишите, например: «Что я знаю» (или просто поставьте + ), на правой - «Что мне неизвестно» (или -). Смелее пишите в левой части все, что вам приходит в голову по поводу ответа: правила, примеры, отдельные положения, доказательства теорем и т.п. Ничего, если все это будет беспорядочно. В правой части записывайте вопросы, «дыры», пункты, про которые, как вам кажется, вы ничего не можете сказать. Время от времени просматривайте правую часть и вычеркивайте все, что вспомнили.
 
В конце подготовки обязательно составьте план ответа. Отведите для этого специальное время. Внимание! - лучше ответить не все, но то, что вы знаете, изложите четко и логично, чем как бы сказать все, но делать это хаотично, начиная говорить об одном, потом, вдруг переходя к другому, внезапно возвращаться к тому, что забыли, и т. п.
 
2. Подробно запишите решение задачи, грамматический разбор и т. п. Подумайте, какие вопросы вам могут задать.
 
3. На устном экзамене постарайтесь закончить подготовку на 1 - 2 минуты раньше того, как вас вызовут отвечать. В эти 2 минуты восстановите в памяти то состояние, в котором вы отвечали на вопрос дома, и, не заглядывая в то, что написали, повторите план ответа и ход выполнения практического задания.
 
4. Сформулируйте цель ответа. На оценку, которую вы рассчитываете (или боитесь) получить, а то, о чем вы должны рассказать. Например: «Я должен назвать различия между сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями и привести примеры тех и других».
 
5. Отвечая, обязательно пользуйтесь листком с планом и примерами, написанными при подготовке.
 
6. Во время ответа примите позу уверенного в себе человека, сделайте соответствующего выражения лица, говорите четко, уверенным голосом.
 
7. На письменных экзаменах обязательно оставьте достаточно времени для выполнения задания.
 
III. ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ВДРУГ ......
 
1. ... на полуслове вы забыли, о чем надо говорить. Прежде всего, не теряйте головы, сохраняйте спокойствие (хотя бы внешнее) - такое может случиться с каждым! Повторите последнюю фразу, сначала так же, как раньше, а потом, если сможешь, другими словами. За это время вспомните план ответа: что вы уже рассказали? К чему эта фраза может относиться? В большинстве случаев это помогает. Если это так - смело продолжайте ответ. Если нет - посмотрите на то, что вы написали, готовясь к ответу, и начинайте отвечать следующий пункт плана (даже если вам только кажется, что этот пункт следующий). Потом в конце ответа всегда можно вернуться к тому, что вы пропустили.
 
2. ....вас не слушают. Не воспринимайте это как личное оскорбление, не относите на свой счет. Продолжайте ответ так, как если бы вы этого не заметили.
 
3. .... вы оговорились, и все стали смеяться. Не переживайте! Это может случиться с каждым. Оговариваются даже профессионалы - дикторы, журналисты, лекторы. Посмейтесь вместе со всеми - и все. Если же оговорку, кроме вас, вообще никто не заметил, продолжайте говорить дальше, как будто ничего не произошло.
 
4. ....вам задают дополнительный вопрос. Не пугайтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам надо немного подумать. Четко определите, к чему относится вопрос, какого ответа он требует. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме. Времени на это требуется совсем немного.
 
5. ....вам поставили отметку ниже той, на которую вы рассчитывали. Не вступайте в спор, не доказывайте. Во время вступительных экзаменов воспользуйтесь правом на апелляцию.
свернуть

Куда пойти учиться?

развернуть
ЖИЗНЬЮ  ПРОДИКТОВАНО  —  В  KUDAPOSTUPAT.BY  РЕАЛИЗОВАНО!  

KudaPostupat.by — электронный справочник абитуриента Беларуси, скорая помощь старшекласснику и выпускнику!  Только здесь вы найдёте всю необходимую информацию, получив ответы на все свои вопросы, а значит, сможете определиться с выбором.

 

Вам -- сюда!

 
свернуть

Перечень сайтов для подготовки к ЦТ

развернуть

Перечень сайтов для подготовки к ЦТ по учебным предметам

  • http://rikc.by (Компьютерное тестирование по всем предметам на сайте РИКЗ)
  • http://moodle.minsk.edu.by (Русский язык, белорусский язык, английский язык, химия, биология, история, обществоведение, география)
  • http://vedy.by (Химия, биология, русский язык, белорусский язык, физика, математика. )
  • http://bntu-help.net (Математика, физика, химия, география, биология)
  • http://testirovanie.org/by (Химия, физика, русский язык, математика, география, всемирная история, биология, английский язык, беларуская мова, гісторыя Беларусі)
  • www.sig.by (Список рекомендуемой литературы по подготовке к ЦТ) и др.
  • http://educon.by/ Математика и физика
  • http://matem.biz/ математика
  • http://www.brsu.by/abi/onlajn-testirovanie-abiturientov (Биология, история Беларуси, математика, обществоведение, бел. язык, рус. язык)
свернуть

Советы и рекомендации по подготовке к ЦТ

развернуть
 ПРАВИЛА ПОДДЕРЖАНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ:
 
1.Чередование умственного и физического труда.
2.Выполнение физических упражнений, среди которых предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, т. к. это способствует притоку крови к клеткам мозга.
Выполнение несложной зарядки для глаз через каждые 20–30 минут занятий. Чтобы глаза отдохнули, выполните два любых упражнения:
- посмотрите попеременно вверх–вниз (25 секунд), влево–вправо (15 секунд);
- напишите глазами свое имя, отчество, фамилию;
- попеременно фиксируйте взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);
- нарисуйте квадрат, треугольник — сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.
3. Минимум телевизионных передач!
 
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЗАПОМИНАНИЯ:
 
1.Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
2.При одинаковых усилиях количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
3.Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
4.Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.
5.Если работаете с двумя материалами — большим и поменьше, разумно начинать с большего.
6.Во сне человек не запоминает, но и не забывает.
 
При подготовке к экзамену повторение материала играет главную роль в формировании механизма воспроизведения его на экзамене. А успешность воспроизведения материала во многом определяется способом его запоминания.
 
Так, способ группировки материала облегчает запоминание многозначных чисел, формул. Для запоминания формулировок теорем удобно использовать ассоциативный прием, т.е. устанавливать сходство между содержанием, которое надо запомнить и знакомым предметом. Например, запомнить теорему Пифагора помогает такая фраза: «Пифагоровы штаны во все стороны равны». Запомнить какой-либо повторяемый материал вам поможет метод ключевых слов. Эти слова должны отражать смысл повторяемого материала и логически должны быть связаны между собой, образуя цепочку ключевых слов. Восстанавливая в памяти эту цепочку, вы легко сможете воспроизвести содержание материала.

Помните, что любой повторяемый материал запоминается и воспроизводится намного успешнее и эффективнее, если вы хорошо понимаете, для чего его повторяете.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ ТЕСТИРОВАНИЯ

На ЦТ вы должны явиться не опаздывая, лучше за 15–20 минут до начала.
 
Сядьте удобно, выпрямите спину. Подумайте о том, что вы выше всех, умнее и хитрее, и у вас все получится. Сосредоточьтесь на словах: «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их не спеша, несколько раз. В завершение сожми кисти в кулак.
 
В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать и т. д.). Будьте внимательны! От того, как вы внимательно запомните все эти правила, зависит правильность оформления ваших ответов!
 
Пробегите глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся.
 
Получив тест, ознакомьтесь с вопросами и начинайте выполнять то задание, которое, пусть совсем ненамного, для вас легче.
 
Внимательно прочитайте вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл. Если не знаете ответа на вопрос или сомневаетесь в его правильности, пропустите его, чтобы потом к нему вернуться. Отвечайте на те вопросы, в знании которых вы не сомневаетесь, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья.
 
Думайте только о текущем задании! Когда вы делаете новое задание, забудьте все, что было в предыдущем. Помните, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые вы применили в одном, решенном вами, как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание.
 
Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном–двух вариантах, а не на всех пяти–семи.
Оставьте время для проверки своей работы, чтобы просмотреть работу и исправить ошибки.

Если не уверены в выборе ответа — доверьтесь интуиции!

А теперь, те же правила вкратце:
1.Сосредоточься! Торопись не спеша.
2.Перечитай вопрос дважды, прежде чем писать. Убедись, что правильно понял, что требуется.
3. Начни ответ с легкого.
4.Пропускай трудные или непонятные задания. В тесте есть задания, с которыми ты справишься.
5.Читай задание до конца.
6.Думай только о текущем задании. Забудь о неудаче в прошлом задании.
7.Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если исключать неправильные варианты.
8.Запланируй 2 круга:
- 2/3 времени на более легкие задания,
- 1/3 времени на трудные задания.
9. Проверь! Оставь время для проверки, чтобы увидеть явные ошибки.
10.Угадывай! Если ты можешь предпочесть один ответ другому интуитивно, доверяй своей интуиции.
11.Не огорчайся! На практике выполнить все задания нереально! Количества выполненных заданий может быть достаточно, чтобы получить хорошие баллы.       
свернуть
поделиться в: