Реферат (лат.) – 1) доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников; 2) изложение содержания научной работы, книги, статьи. В школьной практике реферат, как правило, рассматривается в первом значении, предполагая, что старшеклассники сами проведут активный поиск и глубокое изучение научной и научно-популярной литературы, а также других видов источников по определённой проблеме, критически проанализируют и оценят их содержание, сделают собственные выводы.
Самостоятельность и творчество учеников проявляются уже на первом этапе реферирования – в выборе темы. Учитель предлагает общий, пространный перечень тематических направлений, а при индивидуальных консультациях темы конкретизируются с учётом интересов и возможностей школьников. Желательно, чтобы в итоге они звучали актуально, содержали элементы новизны, располагали к творчеству и собственным открытиям.
В ходе консультаций школьники узнают об особенностях жанра рефератов, общих требованиях к ученическим работам. Кроме того, они получают советы по выбору литературы, по составлению плана исследования, по грамотному оформлению текста, по подготовке выступления.
КАК РАБОТАТЬ НАД РЕФЕРАТОМ
- Определите цель написания реферата в соответствии с поставленной темой.
- Составьте его план.
- При чтении литературы выделите основные идеи и положения, доказательства, аргументы и выводы, чтобы затем сосредоточить на них внимание.
- Классифицируйте выписки, сделанные при чтении рассматриваемых источников.
- Проанализируйте собранный материал, сделайте обобщённые выводы.
- Оформите реферат.
Отдельные положения этой схемы нуждаются в дополнительном рассмотрении. В частности, приступая к новому для себя виду научно-исследовательской работы, учащиеся должны отчетливо представлять структуру реферата:
- План или оглавление с указанием страниц, глав, разделов.
- Обоснование выбора темы.
- Теоретические основы выбранной темы.
- Изложение основного вопроса.
- Выводы и обобщения.
- Практическое значение реферата.
- Список использованных источников.
- Приложения: документы, иллюстрации, схемы, таблицы и т.п.
Объем реферата не должен превышать 24 страниц машинописного текста.
На рецензию учителю-предметнику, осуществляющему научное руководство, реферат представляется не позднее, чем за две недели до экзамена. В отзыве отмечаются следующие аспекты:
-
содержательность, логичность, аргументированность общих выводов;
-
умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию, систематизировать и обобщать ее;
-
умение выявлять различия в позициях, взглядах и суждениях по проблеме реферата, давать им критическую оценку;
-
присутствие личностной позиции автора реферата, самостоятельность, оригинальность и обоснованность его суждений;
-
умение ясно выражать свои мысли в письменной форме, яркость, образность изложения, индивидуальность стиля;
-
правильное оформление работы (структурирование текста, его изложение в соответствии с разработанным планом, оформление цитат и ссылок, библиографии, титульного листа и т.п.);
- наличие приложений.
Во время экзамена комиссия знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет итоговую оценку выпускнику после защиты реферата.
Существует несколько моделей защиты реферативных работ. В том числе:
1.«Классическая», происходит в форме устного выступления, сосредоточенного на принципиальных вопросах:
-
тема исследования и ее актуальность;
-
основные научные подходы к разрабатываемой проблеме; использованные при работе источники;
-
относительная новизна работы (изучение малоизвестных источников, разработка новых подходов к решению проблемы и т.д.);
-
основные выводы по содержанию реферата.
2.«Индивидуальная», при которой экзаменуемый раскрывает личностные аспекты работы над рефератом:
-
обоснование выбора темы реферата;
-
способы работы над рефератом;
-
оригинальные находки, собственные суждения;
-
личная значимость проделанной работы;
-
перспективы продолжения начатого исследования.
3.«Творческая» защита предполагает:
-
Оформление стенда с документальными и иллюстрированными материалами по теме исследования, их комментарий;
-
Демонстрацию слайдов, видеозаписей, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе реформирования;
-
Оригинальное представление фрагмента основной части реферата и др.
В процессе защиты реферата к указанным в рецензии критериям оценки добавляются:
-
умение ясно и четко выражать свои мысли в устной форме;
-
умение четко, по существу отвечать на вопросы по теме исследования.
свернуть