Советы психологов и педагогов

О чем важно помнить родителям подростков, чтобы потом не было мучительно больно?

Порой подростки идут на поступки, которых от них никто не ждет. Кто бы мог подумать, что вчерашний мальчишка решится зайти в торговый центр с бензопилой, набросится  на отца с ножом, нападет на учительницу в родной школе? Эти громкие случаи заставили белорусов заговорить о психологическом здоровье детей. Какое поведение для подростков нормально, а когда нужно бить тревогу?

В подростковом возрасте человек быстро развивается и стремительно меняется. Во-первых, подростки очень сильно меняются физически, они начинают быстро расти, часто непропорционально, они могут стать или тощими, или толстыми, от чего сильно комплексуют (девочки особенно, но мальчиков часто это тоже касается). Они становятся неуклюжими и неповоротливыми, часто не могут хорошо управлять своим телом, нечаянно ломают и крушат все вокруг себя. У подростков появляются угри и прыщи, начинают везде расти волосы. Подростки начинают плохо пахнуть. У мальчиков в подростковом возрасте начинается ломка голоса (для них это колоссальная проблема). Кроме этого, подростки, как правило, очень много едят и часто бывают сонливыми. Меняясь, подростки начинают сравнивать себя с окружающими, практически всегда это сравнение не в их пользу. Окружающие подросткам кажутся гораздо более привлекательными, умными, яркими и т.к.   Иногда подростковый возраст длится до 26 лет. Подростковый возраст начинается у девочек в 9,5 лет, у мальчиков – в 10 лет, заканчивается в 21 год. Бывает так, что выйдя из подросткового возраста, человек не становится взрослым, а сохраняет инфантильное поведение. К сожалению, это случается нередко. В некоторых случаях угрюмость, депрессия, беспокойство и недостаток концентрации внимания, раздражительность, импульсивность, тревога, агрессия и проблемы поведения могут быть вызваны нарушением гормонального фона. В этой связи, если у вашего подростка обозначенные проблемы выражены в явной форме, не лишним будет сдать кровь на гормоны и обсудить анализы с квалифицированными специалистами — клиническим психологом, психотерапевтом и эндокринологом.   Плохо контролируют эмоции. Важно помнить, что подросток не всегда может контролировать свои эмоции. Он может грубить, хамить, но делает он это часто не нарочно. Более того, подростки плохо считывают чужие эмоции, аналитические способности и проектное мышление у них развиты гораздо слабее, чем у взрослых. Также подростки очень зависимы от мнения своих сверстников. Если подросток один, он принимает вполне адекватные решения, но оказавшись в группе себе подобных, он, в первую очередь, думает о том, как расположить сверстников к себе, отсюда возможно неадекватное поведение и реакции, склонность к риску, эпатажу, демонстративному поведению.

Всех подростков отличает:

эгоцентризм, они считают себя уникальными, особенными, они считают, что никто никогда не чувствовал то, что чувствуют они, не переживал то, что переживают они;

зацикленность на собственных переживаниях, для них экстремально важно то, что они чувствуют;

неправильная трактовка чувств, мыслей и поступков других людей, они могут сопереживать только себе подобным, тем, кто на них похож (подросткам), плохо считывая эмоции других людей; актерская игра и демонстративное поведение, как будто за ними постоянно кто-то наблюдает, а потому всегда нужно быть на высоте;

ощущение неуязвимости и бессмертности, постоянное стремление делать опасные трюки. Правильная реакция родителя в такой ситуации — не критиковать, говорить, что вы волнуетесь, если есть демонстративность в поведении — искать, чем трюки можно заменить; постоянная проверка границ. Например, позиция: «А что будет, если я не пойду в школу?» Реакция родителя на этот вопрос может быть разной: разрешить или отправить в школу в любом случае. Если оставили дома, нужно быть готовым, что ситуация повториться. Для того чтобы уменьшить соблазн, сделайте сидение дома для ребенка скучным: заберите ВСЕ гаджеты, телевизор, все развлечения, пусть доступны будут только домашние дела, уроки и максимум книги. С другой стороны, отправить в школу любой ценой тоже может быть не выход, иногда ребенку нужно остаться дома, чтобы просто отдохнуть и поспать.

Задачи развития в подростковом возрасте: достижение автономии и независимости от родителей; поиск себя; общение со сверстниками, освоение правил коммуникации с ними; усвоение норм и правил общества, умение выстраивать и защищать свои границы, не нарушать границы личного пространства другого. Все это очень непросто, в Америке даже есть поговорка, говорящая о том, что «подростковый возраст нужен для того, чтобы родители меньше скучали по своим детям, когда они уедут учиться в колледж

Вообще, говоря о проблемах подросткового возраста, важно понимать, что у подростков нет проблем. Проблемы есть у их родителей. Вот с какими из них чаще всего мне приходилось сталкиваться: неуважение родителей и взрослых. Тут важно помнить, что авторитет не дается свыше, его важно завоевать и удерживать. Если подросток не уважает взрослого, может быть проблема не столько и не только в подростке?;

Неуверенность подростка. Это может быть вариантом нормы, но может быть и проблемой. Каждый случай нужно рассматривать отдельно. Так, например, если неуверенность подростка связана с весом, нужно смотреть, есть ли эта проблема у кого-то в семье, часто у подростка она копируется и получает гипертрофированное выражение;

Несамостоятельность подростка. Она вытекает из отсутствия обязательств у подростка, которые у него должны быть. Например, обязанностью подростка может быть выносить мусор, или сервировать стол, или вытирать пыль и т.п.;

Отлынивание от домашних обязанностей. Домашних обязанностей должно быть несколько, и они должны быть посильны, понятны, важно, чтобы они не вызывали отвращение, например, многие подростки не могут мыть посуду; нет мотивации к учебе. Им не интересно то, что дают в школе. Выход — искать дополнительные студии, кружки, учителей, способных заинтересовать подростка, увлечь его знаниями; нет устойчивых интересов. Их нужно искать, пробуя различные сферы приложения интересов ребенка; не знает цену труду и деньгам.

У подростка должны быть карманные деньги, которые ему дают родители, либо у него должна быть возможность заработать карманные деньги через посильные виды работы (например, набрать текст на компьютере и т.п.). Карманные деньги подросток тратит так, как считает нужным, родители этот процесс не контролируют и не направляют; нет друзей. Это может быть вариантом нормы на определенном этапе взросления, вполне возможно, что ребенок очень умен и ему неинтересно в его окружении. Выход — менять окружение, искать студии, кружки, возможно, даже сменить школу. Если друзья не появляются долгое время, это повод обратиться к специалисту; друзья есть, но подозрительные. Пригласите их домой и накормите, вполне возможно, что друзья окажутся не такими уж и плохими, какими они представляются на первый взгляд. Станьте ближе к друзьям своего ребенка;

Подростки врут. Они врут от страха, от боязни осуждения и непринятия, дайте понять подростку, что он может вас не бояться; не выполняют обещания, особенно те, которые касаются оговоренных сроков. Причина в том, что у подростков не развито проектное мышление, они не способны оценить перспективу и сроки выполнения обязательств. В этой связи подростки начинают выполнять обещанное в последний момент, часто не успевая все выполнить в срок;

Конфликтность подростка, протестность. Родитель должен на это реагировать спокойно, не включаться эмоционально, дистанцироваться от конфликта, стремиться установить контакт. Как более взрослый и мудрый родитель должен делать шаги навстречу: много рассказывать о себе, делиться тем, чем он занимается, как проходит его день, что для него важно. Для установления контакта здорово работает совместное занятие «ерундой» (вместе смотреть телевизор, играть в настольные игры, придумывать истории, готовить вместе, ходить в походы и т.п.);

Перфекционизм подростка. Они визуализируют идеальный образ результата своего действия, понимают, что не могут этого достичь и прокрастинируют. Тут важно дать подростку сигнал о том, что важно попробовать начать что-то делать, не думая о результате, и поддержать его начинание;

Закатывает истерики. Это связано с незрелостью их нервной системы, они это перерастут; Сидит в гаджетах. К сожалению, это очень частая проблема. Это связано с тем, что по ту сторону экрана сидят очень профессиональные люди, задача которых удержать подростков в гаджетах. Противостоять этому практически невозможно. Самый верный путь — научить его контролировать то, что происходит в гаджетах, и управлять информационными процессами, научиться определять опасность и недостоверную информацию;

Замкнутость подростка. Если вам это не нравится, сами выходите на контакт со своими детьми; не общается с родителями. Подросток общается с тем, с кем ему интересно. Станьте интересны своему подростку;

Думает, что ему все можно. Он уверен в том, что он взрослый, а взрослым, по его мнению, можно все.

Когда родителю стоит начать беспокоиться?

подросток замкнут; у него нет друзей: отсутствие или резкое прекращение общения с теми, с кем дружил раньше;

он слишком много времени проводит в гаджетах; состоит в подозрительных группах и много времени проводит на подозрительных сайтах.

Есть программы, позволяющие контролировать гаджеты подростка, отслеживать, куда он с них выходит. Как вариант их использования — установить на гаджеты, сказать об этом подростку, но не контролировать их до момента, пока это не станет актуально;

самоповреждающее поведение; сложно просыпается по утрам, его очень тяжело поднять с кровати;

систематический отказ идти в школу (здесь может быть много проблем, в том числе и буллинг);

у него постоянные проблемы в школе: низкие оценки, плохое поведение, частые прогулы; проблемы с питанием (анорексия или булимия);

регулярные проблемы с алкоголем и наркотиками; азартные игры.

В случае наличия одной или нескольких проблем необходимо обратиться за помощью к специалисту — практикующему психологу или психотерапевту. Обязательно спросите у специалиста дипломы, подтверждающие его образование. Квалифицированный специалист должен иметь как минимум диплом об окончании вуза.

свернуть

Насилие над детьми в семье

Воспитание ребёнка - главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответствующее воспитание своему ребёнку.

Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки.

При этом, большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.

Уважаемые родители!

Не допускайте насилия над детьми в своих семьях.

Помните, насилие - порождает насилие!

Разумно любите своих детей, создавайте комфортные условия для них!

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
по профилактике насилия в семье

Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.

Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.

Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.

Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.

Не используйте экономическое насилие к членам семьи.

Старайтесь никогда не применять физическое насилие к тому бы то ни было.

Заведите дома рыбок, хомячка, собаку, кошку или других животных.

Помогите ребёнку в воспитании братьев наших меньших.

Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.

Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми.

Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: « Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям!

Знайте, что ребёнок это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали. И если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало.

свернуть

Профилактика насилия в семье

СЕМЬЯ – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю существования, но не всем удается ее сохранить.

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ - умышленные действия физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания (Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»).

За совершение НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ предусмотрена ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, в том числе уголовная.

Ежегодно в Беларуси регистрируется около 400 причинений легкого телесного повреждения (статья 153 Уголовного кодекса, наказывается вплоть до ареста на срок до трех месяцев) со стороны членов семьи и близких.

За истязание родных, то есть умышленное причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания потерпевшего, либо систематическое нанесение побоев к наказанию до пяти лет лишения свободы осуждается более 500 семейных «скандалистов».

Насилию, сопряженным с умышленным причинением менее тяжкого телесного повреждения (наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок) подвергаются примерно 120 потерпевших, и более 350 – насилию с умышленным причинением тяжкого телесного повреждения (наказывается ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от четырех до восьми лет).

Ежегодно в Беларуси 150 человек (каждое четвертое убийство) погибают от рук близких людей. Убийство наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати пяти лет, или пожизненным заключением, или смертной казнью.

Не допускайте насилие в любом его проявлении. Помните: каждое преступление обязательно влечет заслуженное и справедливое наказание, а сожалеть о случившемся будет уже поздно. Остановить насилие в Ваших силах.

НЕ ДОПУСТИТЬ НАСИЛИЯ – СОХРАНИТЬ СЕМЬЮ!

Все люди имеют право на жизнь БЕЗ НАСИЛИЯ (Всеобщая Декларация прав человека, принята Организацией Объединенных Наций в 1948 г.)

свернуть

Осознанный подход к выбору профессии ребёнка

  • Вы должны помнить, что самые главные учителя ребенка – это вы.
  • Хорошие оценки ребенка в школе еще не означают, что он преуспеет в жизни. Жизнь, в которую он вступает, – это новая учеба. Помимо полученных знаний необходимо осознанно подойти к выбору будущей сферы деятельности.
  • Вы помните своего ребенка маленьким, когда он только начинал ходить? Он падал и вставал, снова падал, снова вставал. Так может быть и во взрослой жизни. Помогайте ему вставать, анализируйте причины неудач, подсказывайте! Ведь вы знаете своего ребенка лучше всех. И вы можете ему помочь во многом – в том числе и при выборе профессии. Вы лучше чувствуете, к чему у него лежит душа.
  • Не убивайте в детях инициативу! Разбросанные в комнате провода, болтики, выкройки, рисунки, вырезки указывают на определенное увлечение. Увлечение, склонность — это начало выбора профессии, познание того, что потом пригодится в жизни.
  • Помните! Советуя что-то детям при выборе профессии, вы излагаете свои предпочтения, т.е. то, что нравится больше вам. Но это не обязательно может интересовать вашего ребенка. В мире нет двух одинаковых листьев, двух одинаковых отпечатков пальцев, двух одинаковых людей. Подсказывайте, обсуждайте, взвешивайте, но принимать решение предоставьте своему ребенку. Он лучше знает, к чему его больше влечет.
  • По-разному дети усваивают школьный материал. Не всегда способны развить свои способности. Помогите детям их узнать и раскрыть. Может, ваш ребенок окажется способным к освоению профессии через практику. Привлекайте его к различным видам деятельности, дайте возможность проявить себя.
  • Погружайте в «среду» профессии. Если ребенок слышит беседы родителей об их профессиональной деятельности, то он постепенно погружается во все тонкости данной работы. Ваше отношение к профессии передается детям. Если вы любите свое дело и между вами и детьми есть взаимопонимание, то вполне вероятно, что они заинтересуются вашей профессией. Однако не стоит ограничивать знакомство ребенка только со своей профессией. Пусть ребенок познакомится с самыми разными областями человеческой деятельности. Пришли лечить зуб к врачу — заодно расскажите ребенку, как работают врачи, в кафе – обратите внимание на работу повара, кондитера, официанта, летите в самолёте – на деятельность пилота, стюардессы.
свернуть

Профилактика компьютерной зависимости у ребенка

Профилактика компьютерной зависимости у ребенка

1.Поощряйте творческие увлечения ребенка, будь то рисование или занятия музыкой. 
2.Приобщайте ребенка к занятиям спортом, ведь у детей, увлеченных спортом, компьютерная зависимость проявляется реже. 
3.Не забывайте, для ребенка важен личный пример родителей. Нельзя, чтобы слова расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то и сам не должен играть по три-четыре часа. 
4.Если ваша работа связана с компьютером и вы вынуждены проводить за ним много времени, в беседах с ребенком акцентируйте его внимание на том, что компьютер вам необходим для работы. 
5.Компьютер может стать вашим помощником в организации совместной творческой деятельности с ребенком. Привлекая ребенка к поиску необходимой информации для подготовки сообщения к уроку или просматривая в Интернете репертуар детских театров, вы будете воспитывать в ребенке культуру работы с компьютером и в Интернете. 
6.Соблюдайте режим работы за компьютером. Попытайтесь объяснить ребенку, что компьютер не право, а привилегия, поэтому проведение времени за ним подлежит контролю со стороны родителей. Однако не злоупотребляйте своим «правом на запрет», ведь «запретный плод сладок». 
7.Если ребенок все-таки имеет компьютерную зависимость, то не стоит устанавливать резкие запреты или ограничения, ребенок может проводить за компьютером два часа в будний день и три – в выходной. Обязательно с перерывами. 
8.Предложите ребенку другие способы времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми стоит заняться на досуге. Важно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, прогулки, настольные и подвижные игры и т. д.). 
9.Используйте компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. д.). 
10.Обратите внимание на компьютерные игры, в которые играют дети, т. к. некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов. Обсуждайте игры с ребенком, выбирайте их вместе. Отдавайте предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения. 
11.Если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, не стоит откладывать или бояться визита к специалисту, важно вовремя обратиться к психологам в специализированные центры.

свернуть

Советы родителям по привлечению детей к чтению

Советы родителям по привлечению детей к чтению

С раннего детства книга живет рядом с ребенком. Как много нового узнает он из книг! Они расширяют кругозор, учат мыслить, анализировать, образно и правильно говорить.
Книги вводят ребенка в большой мир человечества. Вспомните своё детство: как путешествовали с героями книг Жюля Верна, увлекались похождениями Тома Сойера и барона Мюнхаузена, восхищались благородством Тимура и его боевой команды. Книги учили нас понимать добро и ненавидеть зло.
Сегодня также, несмотря на новейшие компьютеры и другие источники знания, никто не станет возражать против полезности чтения. Но между тем, большинство родителей считает, что любовь к чтению придет сама. А это далеко не так. Нужны ориентиры, которые показали бы дорогу к книжным богатствам, чутко и заинтересованно руководили чтением ребенка. И здесь вы, родители, можете сделать многое.
Детские и школьные библиотеки, учителя постоянно решают проблему привлечения каждого ребенка к чтению, воспитывают читательскую культуру. Однако существует немалый процент школьников, которые вовсе не любят читать. Где таятся неиспользованные ресурсы воспитания читателей? В семье!
Уважаемые мамы и папы! Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?
Учтите эти добрые советы и пожелания, и ваши желания исполнятся.
1.Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
2. Читайте вместе с ребятами. Берите книгу, садитесь рядом и читайте вслух. Совместное чтение наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг – важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.
3.Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредоточивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей. Читают все по очереди. Время чтения 40-45 минут.
4.Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравиться. Это способствует развитию вашей речи и вашего ребенка.
5.Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.
6.Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
7.Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.
8.Некоторые родители считают, что любое чтение полезно. Это ошибочное мнение. Нужно оградить ребенка от книг, предназначенных не для его возраста.
9.Систематически читайте сами. Это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда
10.Показывайте связь чтения с их успехами в учёбе и в других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.
11.Если ваш ребёнок делает, лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову, как победе. Не привлекайте его внимание к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги - яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
12.Если ваш ребёнок читает в свободное от школьных занятий время, поинтересуйтесь, что за книга у него в руках. Загляните в неё. Если, на ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите её с ребёнком, оцените её с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.
13.Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию книги. Покупайте по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
14.Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.
15.Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.
Если у родителей не хватает знаний и умений, но они хотят увлечь детей книгой, вспомните про библиотеку.
16.Поощряйте ребёнка в посещении библиотеки и её мероприятий. Берите его с собой, когда сами идёте в библиотеку. Учите пользоваться её фондами и справочными изданиями, словарями. Консультируйтесь с библиотекарем о выборе книг ребёнку. Доверьтесь его рекомендациям как специалиста.
Читайте!
И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня,
когда бы вы не прочитали хоть одной странички из новой книги.
К.Г.Паустовский
Дружите с книгой, и вам никогда не будет скучно. Без книг людям не обойтись! Пройдут годы, и регулярное посещение библиотеки воспитает у ребенка сознательное стремление к самообразованию, он вырастет образованным, интеллигентным, умеющим ориентироваться не только в море информации, но и в океане жизни. А это очень важно: ведь нашим детям предстоит жить в еще более динамичном и напряженном мире, чем тот, в котором живем мы.

Составители: учителя русского и белорусского языка и литературы ГУО «Телеханскя СШ»
Заседание МО, декабрь 2012 г.

свернуть

Дети достигнут больших успехов

Дети достигнут больших успехов, если Вы будете:

Проявлять заботу о здоровье и безопасности ваших детей, оберегая их от вредных привычек. 

Заботиться о выполнении вашими детьми домашнего задания с учётом санитарно-гигиенических норм.
Знать расписание звонков, расписание занятий и учебную нагрузку ребёнка на каждый день учебной недели.
Создавать благоприятные условия для выполнения вашими детьми режима дня во внеурочное время.
Обеспечивать своевременное прибытие вашего ребёнка в школу, не менее чем за 10 минут до начала занятий, т.к. регулярные опоздания мешают учебному процессу.
Заботиться о регулярном посещении вашими детьми уроков и не допускать необоснованных пропусков. Своевременно предупреждать классного руководителя о пропуске уроков по болезни. Заранее предупреждать о пропуске уроков по уважительной причине с предоставлением соответствующего заявления на имя директора школы.
Контролировать успеваемость ваших детей, еженедельно проверять и подписывать дневник.
Не беспокоить детей звонками по сотовым телефонам во время уроков.
Помнить, что учащиеся не должны приносить в школу предметы, не имеющие отношения к учебному процессу.
Принимать активное участие в работе родительского собрания и родительского комитета, поддерживать тесную связь с классным руководителем.
Выступать с конструктивными предложениями об улучшении работы школы.
Принимать участие в укреплении материально-технической базы учебного процесса.
Встречаться с учителями и классным руководителем по предварительной договоренности и во внеурочное время.

свернуть

Отметка или знания?

Отметка или знания?

Если вы видите, что ребенок очень озабочен своими школьными отметками или что вы сами несколько преувеличиваете их ценность, воспользуйтесь советами психолога. 

Совет № 1.
Задумайтесь, насколько ваши требования и ожидания соотносятся с возможностями ребенка. Не ориентируйте его на сплошные успехи в школе. Лучше помогите выделить те предметы, по которым он вполне способен получать высокие отметки.
Совет № 2.
Если у ребенка не ладится с учебой, постарайтесь воздержаться от упреков. Успокойте его и объясните, что вы будете любить его независимо от отметок, которые он получает.
Совет № 3.
Зачастую родители переживают из-за плохих отметок и замечаний учителя гораздо больше самого ученика. Не забывайте, что отметка часто субъективна. Постарайтесь не драматизировать школьные неудачи. Напротив, поддержите ребенка и постарайтесь вселить уверенность в то, что в следующий раз у него все получится.
Совет № 4.
Если ребенок старается и прилагает много усилий, не скупитесь на похвалу. Даже если это не завершится высокой отметкой, он будет знать, что вам важны его старания и желание учиться. При этом не сравнивайте его успехи с успехами других ребят. Сосредоточьтесь на том, как он вырос по сравнению с самим собой прежним, чему новому он научился.
Совет № 5.
Не стоит слишком восторгаться наивысшими баллами и «убиваться» из-за низких. Не забывайте, что ребенок в первую очередь идет в школу за знаниями.
Совет № 6.
Будьте примером. Если мама — перфекционист, то и ребенок может вырасти с «синдромом отличника». Не стесняйтесь признаваться в своих промахах и неудачах. И демонстрируйте при этом здравое отношение к проигрышу.

свернуть

Как относиться к отметкам ребенка

Как относиться к отметкам ребенка

1.Не ругайте своего ребёнка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.
2.Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.
3.Не заставляйте своего ребёнка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
4.Не учите своего ребёнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
5.Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку отметки вслух. Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
6.Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.
7.Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
8.Устраивайте маленькие праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребенком надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.
9.Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребёнку хотелось вам подражать.

свернуть

Дисциплина с любовью

Дисциплина с любовью

Обсудите вместе с детьми, каковы будут ответные меры на их плохое поведение, т.е. договоритесь о последующих мерах наказания. Всегда придерживайтесь этого уговора.

Выделите стул или тихий угол в доме для «тайм-аутов», куда ребенок будет отправляться в случае наказания. Вы не должны отсылать детей просто в их комнату, где полно всяких интересных вещей, с которыми можно поразвлечься во время наказания.

Постарайтесь исключить эмоции, когда призываете своего ребенка к порядку, не читайте ему нотаций и не спорьте с ним. Делайте то, что считаете нужным: «Алла, я не собираюсь спорить с тобой. Бить других людей не хорошо, я хочу, чтобы ты сейчас подумал о своем поведении. Отправляйся сейчас же в тихое кресло». Дети должны твердо знать, что любое действие имеет последствия. Если ребенок кричит или ведет себя плохо, вы должны продлить время наказания. Когда время наказания закончится, не забудьте спросить ребенка, понял ли он, почему был наказан.

Вы можете завести дома карту со звездочками или график, где в течение определенного времени будут делаться заметки о хорошем поведении ребенка. Когда наберется достаточное количество этих заметок, ребенок может получить дополнительное поощрение, скажем, в виде прогулки или поездки куда-нибудь.

Не забывайте подмечать, когда ваши дети хорошо ведут себя, и хвалите их за то, что они отвечают вашим ожиданиям: «Я рада, что ты…» или «Это здорово, что ты…»

Помните: физическое наказание действенно только по отношению к наказывающему лицу. Ребёнок начинает бояться именно его, старается вести себя прилично только в присутствии этого лица, не соблюдая требований приличия в отношении остальных людей. К тому же он быстро усваивает модель поведения: «если что-то не так – бей!

В психологии воспитания принято считать, что самым большим наказанием для ребёнка должно быть огорчение родителей. Вот как об этом писал В.Г.Белинский: “Суровый взгляд, холодное вежливое обращение, косвенный упрёк, деликатный намёк…отказ в прогулке…– вот наказания, которые, будучи употреблены соразмерно с виной, произведут и сознание, и раскаяние, и слёзы, и исправление”.

При использовании наказания нельзя:

  • наказывать ребенка «под горячую руку»
  • постоянно возвращаться к проступку
  • использовать наказание трудом
  • постоянно повторять, что ребенок – неумеха (зануда, псих и т.п.), т.е. давать негативные установки
  • наказывать лишением сна, еды
  • наказывать за то, что взрослые делают сами.
свернуть