Выбор профессии

Профориентационная платформа профессионального образования Брестской области (https://portal.oumc.by)

развернуть

Внимание, выпускники!

Для вас создана «Профориентационная платформа профессионального образования Брестской области» https://portal.oumc.by, где вы найдете много информации по профориентации и сможете определиться с выбором профессии.

На портале размещены прямые ссылки на ресурсы учреждений образования, комплекс «ПрофиТест», разработанный в рамках проекта «Занятость, профессиональное образование и обучение в Беларуси», который поможет обучающимся 9-11 классов средних школ оценить профессиональные склонности и предпочтения, определить сферы деятельности, лучше всего раскрывающие таланты, принять осознанное решение на основе результатов тестирования и наметить будущий профессионально- образовательный маршрут.

Здесь можно ознакомиться с профессиями, по которым осуществляется подготовка в каждом отдельно взятом учреждении образования, с материально-технической базой колледжей, условиями организации производственного обучения, будущими местами трудоустройства (через ссылки посетить базовые предприятия), условиями труда, возможностями карьерного роста, достижениями выпускников и др.

свернуть

Цифровой сервис "Шаг в профессию"

развернуть

О работе нового цифрового сервиса «Шаг в профессию»

На портале государственной службы занятости населения в открытом доступе по адресу: https://gsz.gov.by/popr/ размещен новый цифровой сервис – «Шаг в профессию». Он используется для оказания профориентационной поддержки в выборе профессии.

Сервис включает тестирование по трем типам:

  • профориентация;
  • профотбор;
  • комплексное тестирование.

Кроме этого, сервис позволяет не только пройти углубленное исследование (определить сферу интересов и возможностей), но и узнать о востребованности выбранной профессии на рынке труда. 

Публикация_шаг в профессию

свернуть

ПрофиТест

развернуть

profi

Выбираете профессию?
Не знаете, к чему у вас есть склонности?
Затрудняетесь в выборе специальности и учебного заведения?
Сомневаетесь в правильности своего выбора?

 

Комплекс онлайн-методик «ПрофиТест»

https://profitest.ripo.by/public/main

 

свернуть

Осознанный подход к выбору профессии ребёнка

развернуть
  • Вы должны помнить, что самые главные учителя ребенка – это вы.
  • Хорошие оценки ребенка в школе еще не означают, что он преуспеет в жизни. Жизнь, в которую он вступает, – это новая учеба. Помимо полученных знаний необходимо осознанно подойти к выбору будущей сферы деятельности.
  • Вы помните своего ребенка маленьким, когда он только начинал ходить? Он падал и вставал, снова падал, снова вставал. Так может быть и во взрослой жизни. Помогайте ему вставать, анализируйте причины неудач, подсказывайте! Ведь вы знаете своего ребенка лучше всех. И вы можете ему помочь во многом – в том числе и при выборе профессии. Вы лучше чувствуете, к чему у него лежит душа.
  • Не убивайте в детях инициативу! Разбросанные в комнате провода, болтики, выкройки, рисунки, вырезки указывают на определенное увлечение. Увлечение, склонность — это начало выбора профессии, познание того, что потом пригодится в жизни.
  • Помните! Советуя что-то детям при выборе профессии, вы излагаете свои предпочтения, т.е. то, что нравится больше вам. Но это не обязательно может интересовать вашего ребенка. В мире нет двух одинаковых листьев, двух одинаковых отпечатков пальцев, двух одинаковых людей. Подсказывайте, обсуждайте, взвешивайте, но принимать решение предоставьте своему ребенку. Он лучше знает, к чему его больше влечет.
  • По-разному дети усваивают школьный материал. Не всегда способны развить свои способности. Помогите детям их узнать и раскрыть. Может, ваш ребенок окажется способным к освоению профессии через практику. Привлекайте его к различным видам деятельности, дайте возможность проявить себя.
  • Погружайте в «среду» профессии. Если ребенок слышит беседы родителей об их профессиональной деятельности, то он постепенно погружается во все тонкости данной работы. Ваше отношение к профессии передается детям. Если вы любите свое дело и между вами и детьми есть взаимопонимание, то вполне вероятно, что они заинтересуются вашей профессией. Однако не стоит ограничивать знакомство ребенка только со своей профессией. Пусть ребенок познакомится с самыми разными областями человеческой деятельности. Пришли лечить зуб к врачу — заодно расскажите ребенку, как работают врачи, в кафе – обратите внимание на работу повара, кондитера, официанта, летите в самолёте – на деятельность пилота, стюардессы.
свернуть

Памятка для учащихся и их родителей по выбору профессии

развернуть

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ

Уважаемые папы и мамы!

Выбор профессии - важное и ответственное дело!

Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.

  1. Дайте своему ребенку право выбора своей будущей профессии.
  2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
  3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
  4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
  5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
  6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
  7. Поддерживайте ребенка, чтобы его мечта сбылась.
  8. Если Ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
  9. Если Ваш ребенок увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках...
  10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!
свернуть

Типичные ошибки при выборе профессии

развернуть

Выбор профессии «за компанию».

Часто молодой человек или девушка, не имея представления о своих возможностях и способностях, не желая расставаться с друзьями, поступает в учебное заведение «за компанию».

Выбор «престижной» профессии.

Многие родители ориентируют своих детей на «престижные профессии», не учитывая при этом - является ли она востребованной на рынке труда. В данный момент востребованными являются рабочие профессии, но многие родители считают, что такие профессии не для их ребенка и глубоко ошибаются. Не могут же все быть руководителями, бизнесменами, юристами и экономистами, возможно, рабочая профессия может стать первой ступенью к руководящей должности в будущем.

Отождествление учебного предмета с профессией.

Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что её призвание – журналистика. Однако, профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей.

Отождествление профессии с конкретным человеком.

К примеру, младший брат восхищается старшим - летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что данная профессия его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.

Несоответствие состояния здоровья и условий труда по избранной профессии.

Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условий, в которых придется работать, иначе его может ожидать ухудшение состояния здоровья и разочарование. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к состоянию здоровья, например, хорошее зрение, хороший уровень координации необходимы повару, водителю, машинисту тепловоза и т.д. Для некоторых видов профессиональной деятельности существует ряд строгих медицинских противопоказаний, например, при наличии аллергии на лекарства, пух, шерсть, пыльцу растений – противопоказано работать ветеринаром, садовником, врачом.

Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии.

Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.

Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах.

Помощь в самопознании может оказать психолог, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.

Выбор профессии под «давлением» родителей.

Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка:

  • нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим, так через ребенка они пытаются реализовать свою мечту;
  • часто родительские советы можно объединить под рубрикой - «полезно для семейной жизни»: «Будь врачом - будешь лечить нас и себя», «Становись поваром – хоть готовить научишься» и т.д.;
  • еще одно родительское заблуждение – представление о том, что высшее образование, которое непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и оплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносятся способности, склонности и реальная оценка ситуации.

Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае - высший, может быть достигнут и по ступеням: начальное профессиональное образование – техникум, колледж – высшее учебное заведение; как один из вариантов - работа и заочная форма обучения.

Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Можно помогать, но не настаивать, не заставлять.

свернуть

Стратегия выбора профессии

развернуть

Проанализируйте три основных фактора, влияющих на реализацию профессионального плана.

Первый фактор «Хочу»

Необходимо помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый трудовой день.

Второй фактор «Могу»

Познакомьте ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помогите ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их при овладении выбранной профессии.

Третий фактор «Надо»

Узнайте, будет ли востребована выбираемая профессия на рынке труда. Где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.

  • Обозначьте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
  • Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
  • Исследуйте шансы его успешности в каждом профессиональном выборе и просчитайте последствия каждого варианта.
  • Продумайте вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.

свернуть

Полезные ссылки

развернуть
post
  • KudaPostupat.by  — электронный справочник абитуриента Беларуси
prof

 

свернуть
поделиться в: