Полезные советы и рекомендации

Памятка родителям

развернуть

Как способствовать развитию самоуважения и чувства собственного достоинства у детей?

  • Проявлять постоянный интерес к ребенку, принимать и поддерживать его начинания, предоставлять его возможность достижения успеха.
  • Обращать внимание на положительные стороны характера ребенка, не подчеркивая прошлых ошибок и проступков.
  • Постоянно одобрять, ободрять, хвалить ребенка, никогда не быть критичным, циничным по отношению к нему.
  • Предупреждать неуверенность, боязнь ошибок, неудач перед новым делом, выбирая пассивные для ребенка задания.
  • Уметь ставить реальные для ребенка цели и давать адекватную оценку его достижениям и успехам.

К чему приводят обиды? Обиды, как внезапно возникающие, так и медленно накапливаемые, могут привести:

К стремлению «уйти в себя».

  • К изолированности.
  • К отчуждению во взаимоотношениях.
  • К стремлению «выяснить отношения», что может перерасти в конфликт.
  • К стремлению представить окружающую обстановку в «черных тонах».
  • К еще большему перевесу эмоционального над рациональным.
  • К повышению нервно - психологической напряженности.
  • К фокусированию познавательной активности на объекте обиды и как следствие к ограничению возможностей правильно оценивать поступающую информацию.

 

Как помочь ребёнку преодолеть сложную ситуацию

Уважаемые взрослые!

На всём протяжении своего жизненного пути ребёнок встречает не только добро, но зло, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт.

Обсудите с ребёнком вопрос о помощи специалистов различных ведомств и служб в напряжённой ситуации, где существует угроза для жизни.

Познакомьте вашего ребёнка с «нужными» номерами телефонов, которыми он должен и может воспользоваться в сложной ситуации.

Запишите ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.

Обсуждайте с вашим ребёнком не только его успехи и достижения, но говорите также о его страхах, тревогах и сомнениях. Каждую ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним, делайте выводы.

Рассказывайте ребенку жизненные примеры, в которых люди, попавшие в сложную ситуацию, казавшейся безвыходной, находили силы и мужество, чтобы справиться с трудностями, и сумели выйти из трудной жизненной ситуации.

Не смейтесь над ребенком, если в какой-либо ситуации он оказался слабым морально или физически. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в спортивную секцию.

Вовремя отвечайте и не тяните с объяснениями на вопросы вашего ребенка по каким-либо изменениям в его физиологии. В противном случае на них могут ответить другие люди.

Приучайте вашего ребенка с раннего детства нести ответственность за свои поступки и за принятие каких-либо решений.

Учите ребенка предугадывать последствия поступков, которые он совершил. Воспитайте у него потребность задавать самому себе вопрос «Что будет, если?».

Не формируйте у своего ребенка вину за произошедшее, а анализируйте и делайте выводы, чтобы это больше не повторилось.

Говорите с ребёнком «от и до». Дайте ему возможность выговориться, обсудить ситуацию сначала и до конца. Это поможет ему освободиться от груза ответственности и вины.

Отвлеките ребёнка от пережитой им ситуации на что-то более приятное. Не оставляйте открытыми проблемы, где необходимо вмешательство специалистов в сохранении психического и физического здоровья ребенка.

Это интересно!

  • Когда Вы говорите с детьми, Вы всегда уверены в том, что все наши суждения - истина. Но иногда и Вы ошибаетесь. Не бойтесь детских сомнений в Вашей правоте.
  • Никогда не принимайте решения в одиночку. Когда отец и мать противоречат друг другу - для ребенка это занимательное зрелище.
  • Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
  • Если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.
    Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы непозволительными они не были. Раз они возникли, значит, на это были причины.
  • Оценивайте поступок, а не личность. Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
  • Некоторые родители избегают ласковых слов и прикосновений, считают, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Ласка смягчает душу ребенка, снимает напряжение.
  • Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
  • Приучение - это многократное повторение. При этом, повторяя, напоминая, чаще подбадривайте, а не упрекайте.
  • Умейте помолчать. Иногда молчание - поистине золото.
  • Не кричите! Крик не только показатель вашего бессилия, слабости, но и демонстрация несдержанности, запальчивости. Еще хуже «пилить изо дня в день». Все это создает такую атмосферу, которая может перейти в отчужденность.
  • Не отвечайте грубостью на грубость, а покажите превосходство вежливости в общении.
  • Считайтесь с мнением детей, советуйтесь с ними. Не бойтесь, когда надо сказать: «Извини!».
  • Дети, которые регулярно видели проявление любви и привязанности от родителей обладают более развитым чувством внутренней безопасности.
свернуть

Памятка о половой неприкосновенности детей и подростков

развернуть

Памятка о половой неприкосновенности
детей и подростков

Жизнь и здоровье - самое дорогое, что есть у человека.

Здоровье детей - это будущее нашей страны.

Дети доверчивы и беспечны, преступник может подобрать нужный ключик к любому ребёнку.

Избежать насилия можно, но для этого необходимо:

  • объяснить ребенку правила поведения, когда он остается один на улице либо дома.
  • стать для ребенка другом, с которым он может поделиться своими переживаниями;
  • серьезно воспринять рассказ о совершенном в отношении него насилии со стороны знакомых, родственников;
  • поддерживать отношения с друзьями детей и их родителями;
  • не отпускать ребенка на улицу одного (когда ребенок гуляет с друзьями, возможность совершения преступления снижается);
  • знать, что ребенок смотрит (исключить просмотр фильмов с сексуальными сценами и сценами насилия).

 

Для этого Вашему ребенку нужно навсегда усвоить

Правило пяти “нельзя”

  • Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
  • Нельзя заходить с ними вместе в подъезд и лифт.
  • Нельзя садиться в чужую машину.
  • Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.
  • Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.
свернуть

Как уберечь своих детей от деструктивных сайтов в интернете

развернуть

Руководство для родителей

Как уберечь своих детей от деструктивных сайтов в интернете.

Наши дети – главная ценность в жизни. В наше время защищать детей от различных неприятностей становится непростой задачей. Современные телефоны и планшеты становятся все сложнее. В связи с этим родителям необходимо постоянно совершенствовать свои знания технологий, чтобы помогать детям правильно использовать гаджеты. Данное руководство призвано помочь родителям обеспечить безопасное использование детьми мобильных устройств и интернета.

Чем старше становятся дети, тем больше новых проблем появляется. Родители учат своих детей и учатся сами. Вам кажется, что дети знают о компьютерных технологиях больше, чем вы? Вы не одиноки, многие родители думают точно так же. Нынешние подростки родились буквально со смартфоном в руках, в то время как многие взрослые познакомились с мобильными устройствами уже в сознательном возрасте. Но это не делает ребенка главным техническим специалистом в доме. Даже если ребенок умеет пользоваться интернетом, это не означает, что он осознает последствия каждого действия в Глобальной компьютерной сети Интернет. Родителям нет необходимости разбираться в цифровом мире лучше ребенка. Но вы должны быть всегда готовы к моменту, когда ваш ребенок найдет в Сети что-то незнакомое и будет нуждаться в разговоре с кем-то более опытным. Важно вовлечь ребенка в диалог. Поэтому в семье так важна доверительная атмосфера, где дети могут свободно задавать вопросы и получать исчерпывающую информацию в доступной форме.

Сегодня полный запрет доступа детей к технологиям не решает проблему безопасности. Современные технологии – важная часть повседневной жизни, необходимая для развития. Вместо того чтобы устанавливать ограничения, поговорите с детьми о безопасности и организуйте взаимодействие ребенка с гаджетами. Многие вышеупомянутые риски актуальны и для взрослых, поэтому рекомендованные меры предосторожности стоит применять в любом возрасте.

Детская безопасность – ответственность взрослых.

Не забывайте про периодический контроль виртуальных друзей и сообществ, в которых ребенок ведёт деятельность. Если тематика сообщества не понятна, попросите ребенка это пояснить, поищите информацию в Интернете – даже картинки и символику сообществ можно проверить через сервис "Поиск по картинке", предоставляемый компаниями "Яндекс" и "Google". Также, внимания заслуживают сервисы, позволяющие искать скрытых и скрывающихся друзей. Если ребенок что-то скрывает, то именно это должно заинтересовать родителей.

Займитесь саморазвитием. Особенности виртуальной жизни детей и подростков нам, родителям, нужно постоянно познавать и быть в курсе актуальных интернет-угроз Кроме этого, в регионе создан удобный и бесплатный инструмент для саморазвития и консультаций –«Родительский форум» http://www.child-security.net/forum или http://forum.bresta.by/forum15/

Целесообразно обращаться к специалистам-психологам, а зачастую и к психиатрам. Уже первый неправильный тактический шаг может навредить: после этого усиливается воздействие на ребенка, создается агрессивный настрой против родителей, появляются угрозы и попытки склонять к совершению побега из дома или к самоубийству.

Постоянно наблюдайте за поведением детей. Не забывайте, что любые попытки приблизиться к ребенку он будет обсуждать со своими идеологами в соцсетях. Ему будут пояснять примерно так: «не слушай родителей, слушай нас».

Постарайтесь вернуть ребенка в семью. Родительская любовь и тепло могут в этом помочь.

Рекомендации по техническому контролю.

  1. Используйте инструменты родительского контроля. Функции родительского контроля можно использовать как в браузерах, так и в антивирусных программах. Например, в ESET NOD32 SmartSecurity, KasperskyInternetSecurity предусмотрен модуль «Родительский контроль». Кроме того, вы можете выбрать специальное мобильное приложение – ESET NOD32 ParentalControl для Android.
  2. Существуют подобные инструменты для игровых приставок, таких как NintendoWii, Playstation и Xbox 360. Особенно полезны будут те отчеты, которые вам предоставит Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах Интернет (папки c:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary InternetFiles в операционной системе).
  3. Не разрешайте детям публиковать в интернете личную информацию. Запомните и объясните детям, что конфиденциальная информация никогда не запрашивается по электронной почте или в чате.
  4. Не удаляйте сообщения агрессора, история сообщений послужит доказательством акта воздействия.
  5. Объясните ребенку, что далеко не вся информация в интернете достойна доверия.
  6. Ведите с ребенком открытый диалог. Ключевую роль в обеспечении безопасности детей играет общение с ними. Разговоры о безопасности, страхах и проблемах намного эффективнее наказаний. Доброжелательная атмосфера в семье и открытый диалог способствуют успешному развитию ребенка.
  7. Все, что попало в интернет, останется там навсегда. Объясните детям, что информация, проиндексированная поисковыми системами, навсегда останется в Сети. Хуже того, после публикации пользователь теряет контроль над своими данными, любой может использовать и распространять эту информацию. Пусть дети возьмут за правило никогда не публиковать фотографии, статусы и другой контент, который они не хотели бы показывать родителям или родственникам. Это распространяется на соцсети, мессенджеры, блоги и другие сервисы.
  8. Не рекомендуется создавать для ребенка учетную запись с правами администратора.
  9. Настройте использование https. Убедитесь в том, что ваш ребенок открывает сайты с защищенным протоколом https (наименование протокола отображается в адресной строке браузера). Это позволит избежать перехвата информации – данные передаются в зашифрованном формате, который не распознают вредоносные программы. Посоветуйте детям-подросткам использовать эти настройки и при доступе к соцсетям через публичный Wi-Fi.
  10. Используйте надежные пароли. Напомните детям, что пароли нельзя передавать или давать на время даже лучшим друзьям.
  11. Настройте параметры безопасности для социальных сетей. Параметры безопасности в соцсетях, установленные по умолчанию, не гарантируют безопасности. Рекомендуется посвятить немного времени их правильной настройке и проверить, какая информация находится под угрозой утечки.

Тактические  подсказки для родителей

  1. Создайте для ребенка учетную запись с правами обычного пользователя – это позволит вам эффективно контролировать его онлайн-активность. Учетная запись с правами администратора должна использоваться только взрослым.
  2. Не забывайте регулярно обновлять антивирус и программу родительского контроля.
  3. Просматривайте историю посещения сайтов ребенком. Если вы обнаружите, что история подчищена, найдите повод, чтобы с ребенком поговорить.
  4. Проверьте настройки веб-камеры и убедитесь, что она отключена или закрыта, если в данный момент не используется.
  5. Проверьте настройки профиля ребенка в соцсетях. Открытый доступ к профилю может подвергнуть ребенка риску.
  6. Не переходите по подозрительным ссылкам
  7. Скачивайте программы и мобильные приложения только из официальных источников
  8. Используйте комплексные антивирусные продукты и решения.
  9. Избегайте заполнения сомнительных форм с персональными данными в Сети.
  10. Не открывайте файлы от неизвестных отправителей.

Психологи готовы проконсультировать, оказать психологическую помощь:

  • телефон круглосуточной психологической помощи областного психоневрологического диспансера (8-0162)-40-62-26;
  • телефоны для справки и очной консультации (8-0162) 20-15-55    с 9.00 до 16.00 в рабочие дни и (8-0162) 97-43-62 с 9.00 до 12.00 в рабочие дни областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.

По вопросам настройки домашнего компьютера, настройки опций родительского контроля можно обращаться к преподавателям информатики в школе своего ребенка или к специалистам Белтелекома.

свернуть

Родителям о фликерах

развернуть

Безопасность детей. Все ли мы делаем для того, чтобы оградить от беды наших малышей на улице? Мы провожаем их в детский сад, встречаем из школы, рассказываем им о Правилах дорожного движения, учим грамотно переходить дорогу…

К сожалению, мы практически не используем тот метод, который получил очень широкое распространение во многих странах мира – специальную одежду для детей или аксессуары, делающие ребенка хорошо видимым и узнаваемым на улице.

За окном зима, темнеет рано, поэтому жизненно важно, чтобы ребенок был хорошо заметен в сумерках. Помочь здесь могут световозвращающие материалы (фликеры). Пешеход или велосипедист, на верхней одежде которого закреплен световозвращающий элемент, заметен в свете фар автомобиля за 150 метров при включенном ближнем свете и за 400 метров при включенном дальнем. Без фликера видимость сокращается в несколько раз. Особенно если вы или ваш ребенок одет в темную одежду. В этом случае даже на хорошо освещенной дороге вы будете заметны на расстоянии 25-40 метров.

Согласно требованиям Правил дорожного движения, в частности пункта 4.1 ПДД - при движении по обочинам или краю проезжей части дороги в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителям транспортных средств.

Таким образом, пешеход, участвующий в дорожном движении в темное время суток вне освещенных участков дороги и если он не движется по тротуару, ДОЛЖЕН себя обозначить, а при переходе по пешеходному переходу ему лишь рекомендуется обозначить себя световозвращающими элементами.

Фликер (от англ. сл. flicker - сверкать, мерцать) определяется как «субъективное ощущение колебания яркости».

Фликеры бывают:

  1. Фликер-значок. Самый удобный вид фликера. Это могут быть машинки, смайлики, сердечки. Значок можно прикрепить к рукаву куртки, на детскую шапку, на рюкзак.
  2. Фликер-подвеска имеет в комплекте шнурок. Можно надеть на грудь.
  3. Фликер-брелок удобно прикрепить к сумке или к рюкзаку.
  4. Фликер-браслет представляет собой металлическую полоску со светоотражающим покрытием. Носить можно не только на руке, но и прикрепив на ручку сумки.
  5. Фликер-наклейка крепится на одежде с помощью термоактивного клея. Выпускается различных форм и дизайнов. Удобно - наклеил и забыл.

Но! Главное при этом не забыть, что одежда со светоотражающими материалами должна быть не только красива сама по себе. Не меньшее значение имеет и класс светоотражающих материалов. Дешевые светоотражающие материалы быстро теряют свои свойства при активной носке и, главное, при стирках. Достаточно несколько раз постирать одежду, а детская одежда этой процедуре подвергается особенно часто, и светоотражающие свойства дешевых материалов исчезают без следа. Вы же продолжаете думать, что ваш ребенок под защитой.

Применение одежды со световозвращателями – дело для наших соотечественников непривычное, но в условиях сложной дорожной обстановки, заслуживающее самого пристального внимания. В странах, где использование такой одежды детьми стало традицией – значительно снизилось число дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков.

Фликер – это, в первую очередь, безопасность вашего ребенка на дороге. Обозначьте себя и дайте увидеть вас водителю, берегите себя! Обратите внимание на вопросы личной безопасности, сохраните жизнь и здоровье своим близким.

свернуть

Будьте осторожны в глобальной сети!

развернуть

УВД Брестского облисполкома напоминает:
Будьте осторожны в глобальной сети!

На территории республики отмечается значительный рост количества обращений граждан по фактам взлома страниц социальной сети «ВКонтакте», завладения мошенническим путем реквизитами банковских платежных карт (номер карточки, дата действия, фамилия и имя владельца, код на обратной стороне карточки) или реквизитами доступа к услуге «интернет–банкинг», последующего хищения денежных средств. Всего по данным фактам только в Брестской области в 2017 году возбуждено более 100 уголовных дел.

В ходе электронной переписки, доверчивые граждане, предполагая, что общаются с тем лицом, кому принадлежит страница в соцсети (друзья, знакомые, родственники) передают фотографии своих банковских платежных карт, сообщают свои паспортные данные, пароли доступа к интернет-банкингу, приходящие в СМС коды, и не задумываясь о том, что страница может быть взломана и электронная переписка ведется со злоумышленником, предоставляют мошенникам возможность удаленно похитить денежные средства с банковского счета, абонентского номера, активировать банковские услуги, совершить с использованием реквизитов банковской платежной карты покупки в сети Интернет.

Помните! Чтобы не стать жертвой преступления и сохранить свои денежные средства, не передавайте карточку третьим лицам, не сообщайте реквизиты банковской платежной карты, пароли доступа к интернет сервисам, сведения, поступающие на телефон в СМС.

Отдел «К» УВД Брестского облисполкома

свернуть

Уход из дома и из школы

развернуть

Правдивая история: «Я была потрясена, когда мальчик ушёл из дома. Однако, оглядываясь назад, я понимаю, что он был в большей степени одиноким ребенком, чем его сёстры. Сейчас я знаю, что он достаточно долго не посещал занятия в школе. »

Настораживающие признаки:
В поведении ребенка могут отсутствовать какие-либо тревожные признаки.
Тем не менее, советуем обратить внимание на следующие обстоятельства.
Не выглядит ли Ваш ребенок несчастным?
Уверены ли Вы, что он не пропускает занятия в школе?
Не случилось ли что-нибудь в Вашей семье, о чем Вы не успели с ним поговорить?

Как действовать:
Если Вы считаете, что Ваш ребенок пропускает учебные занятия, свяжитесь с классным руководителем.
Если Ваш ребенок ушел из дома, обратитесь в милицию.

Что говорить:
Дайте понять ребенку, насколько Вы его любите и цените.
Если Вы вынуждены отчитать Вашего ребенка, обязательно скажите ему, что проблема не в нем, а в его поведении.
Если в Вашей семье произошло что-то трагическое, не давайте Вашему ребенку оснований считать себя виноватым в случившемся.

Профилактика:
Обращайте внимание на любые неожиданные изменения в поведении Вашего ребенка.
Уделяйте время своим детям, демонстрируйте интерес к их жизни и их проблемам, познакомьтесь с друзьями своего ребенка.
Соблюдайте меры предосторожности при использовании им Интернета и Интернет чатов.

  • Уделяйте время Вашему ребенку, внимательно относитесь к его проблемам и трудностям.
  • Вы знаете, насколько важно получить хорошее образование. Сделайте так, это осознавал и Ваш ребенок.
  • Не позволяйте Вашему ребенку пропускать школу, если он не болен. Не допускайте пропуска учебных занятий для поездок по магазинам или на отдых.
  • Будьте честными с Вашими детьми по поводу происходящего в Вашей семье.
  • Серьезно относитесь к любым признакам, свидетельствующим о неблагополучии Вашего ребенка. Обсуждайте возникшие проблемы с классным руководителем.
  • Помощь рядом. Не стесняйтесь обращаться за нею.

Уход детей из дома – проблема самых разных семей. Ее причины также разнообразны. Многие из нас могут вспомнить, как когда-то в детстве пытались убежать из дома, поскольку чувствовали себя бессильными перед лицом возникших проблем, либо столкнулись с несправедливостью или безразличием окружающих. Обычно уход из дома носит краткосрочный характер: ребенок не находится дома до тех пор, пока не посчитает, что родители заметили его отсутствие. Во многих случаях ребенок объявляется у друзей или родственников.

Уход ребенка из дома – не результат его испорченности или плохого воспитания. Своим уходом дети часто пытаются сказать нам, что чем-то обеспокоены. Иногда они уходят для того, чтобы проверить, насколько в действительности они нужны своим родителям.
Однако, если ребенок уходит из дома регулярно и получает подарки неизвестного происхождения, или имеет старшего «друга», то существует опасность того, что он подвергается насилию.

Закон обязывает родителей обеспечить получение собственными детьми среднего образования и предусматривает санкции в случае нерегулярного посещения ребенком школы. Из-за пропуска занятий у ребенка возникают трудности в учебе, а в дальнейшем – в поступлении на работу или в ВУЗ. Им значительно труднее заводить друзей и поддерживать дружеские отношения. Они гораздо чаще оказываются в числе малолетних правонарушителей. Дети, пропускающие школу, имеют гораздо больше шансов стать жертвой взрослого или сверстника, намеренного нанести им вред.

Прогулом считается любой пропуск учебных занятий без ведома родителей. Возможной причиной прогулов является беспокойство или страх, например, оказаться жертвой издевательств со стороны сверстников по дороге в школу или из школы. Иногда дети находят некоторые предметы слишком сложными или, наоборот, слишком легкими. У них могут возникать трудности при выполнении домашних заданий. Некоторые дети неохотно идут в школу из-за опасений, что во время их отсутствия с их родителями может что-то случиться.
Сделайте счастливыми своих детей! Ребенку необходимо чувство безопасности и осознание того, что он ценим и любим своими родителями. Пусть Ваш ребенок научится жить в мире и гармонии с собой и окружающими.

свернуть

Игромания. Как справиться?

развернуть

Профилактика компьютерной зависимости у ребенка

развернуть

Профилактика компьютерной зависимости у подростков

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г. Специалисты относят подобный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом люди уходят от решения различных проблем в своей жизни.

По данным российских психологов от 10 до 14 % людей, играющих в компьютерные игры, становятся зависимыми от них. Данная зависимость может возникнуть в любом возрасте, но наиболее подверженными этому являются подростки.

Такие же тенденции характерны и для проявлений зависимости в юношеском возрасте. Так как зависимость не мешает взрослению, с возрастом происходят отдаление от сверстников и сужение круга интересов. Такие молодые люди обычно зарабатывают деньги дома с помощью компьютера. Полученные деньги тратятся на приобретение новых модернизированных деталей для компьютера. Отмечаются значительные трудности во взаимоотношениях с лицами противоположного пола, крайне низкой оказывается мотивация создания собственной семьи.

Итак, почему же происходит убывание силы компьютерной зависимости? Сами подростки связывают это с тем, что происходит созревание личности, идет личностный рост, повышаются образовательный уровень и жизненный опыт. Они говорят, что по мере взросления происходят какой-то жизненный перелом, переоценка личностных ценностей. Но если даже подростки со временем могут понять бесполезность игровой деятельности, осознают, что им все же придется работать в реальном мире, а не виртуальном, компьютерная зависимость не сходит на нет. Она продолжает существовать, только является менее ярко выраженной.

По каким причинам ребенок уходит в виртуальную реальность?

  1. Жажда приключений, которые ребенок может получить в различных компьютерных играх.
  2. Детская безнадзорность, т. е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка. Такие родители не интересуются успехами в школе, чувствами и переживаниями ребенка, они не знают, чем живет их ребенок и что он хочет. Они просто купили ему компьютер, считая, что таким образом выполнили свой родительский долг. И ребенок имеет полную свободу действий, он предоставлен сам себе.
  3. Постоянные ссоры между родителями или лицами, их заменяющими. В таких семьях царит эмоционально-психологическое напряжение. Развод родителей.
  4. Физическое, эмоционально-психологическое насилие со стороны одноклассников или сверстников. Недостаток общения с родителями, сверстниками, одноклассниками или просто значимыми людьми является еще одной немаловажной причиной.
  5. Заниженная или завышенная самооценка.

 

Дети не всегда могут сами разобраться в сложных ситуациях. И если рядом нет взрослого, которому можно довериться, ребенок уходит в свой мир со всеми своими проблемами. И выбирает он для себя то, что может его отвлечь от сложной реальности.

Если ребенка не устраивает его семья, а именно отношение родителей к нему или их образ жизни (например, родители злоупотребляют алкоголем), то в таких случаях у ребенка возникает чувство отчуждения к собственной семье, в результате чего виртуальный мир поглощает ребенка с головой.

Если в семье присутствует жестокое обращение с ребенком со стороны родителей, различные суровые наказания за провинности или непосильные домашние нагрузки, то для ребенка самым лучшим вариантом, чтобы не видеть это насилие, становится виртуальный мир. В этой новой реальности его никто не будет обижать, и он сам всегда сможет постоять за себя. Здесь он становится сильным и непобедимым. Количество его «жизней» ничем не ограничено, и, если что-то пойдет не по его желанию, он всегда может начать игру с начала.

В итоге нужно сказать, что все эти причины приводят к уходу ребенка от проблем повседневной жизни в новую, неизведанную и манящую реальность. Зачастую, когда дети погружаются в виртуальный мир, они не могут ему сопротивляться. Подростки и дети еще не имеют зрелых психологических механизмов защиты, и, следовательно, их психическая система страдает, что выражается в появлении приступов панического ужаса, тревоги, болезненного раздражения, ночных кошмаров, навязчивых состояний. У детей при постоянном взаимодействии с компьютером нарушается режим питания, они теряют чувство времени и могут не спать сутками.

Многие родители придерживаются того мнения, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, чем гуляет с дурной компанией. Таким образом, ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютерным играм. Поэтому сегодня компьютер стал неотъемлемой частью жизни даже самых маленьких детей.

Полностью трансформируется режим дня и ночи — близкие и родители отмечают непонятные телодвижения и вскрики, беспокойный сон после игр. В данном случае ребенок потерял контроль над виртуальной реальностью, и теперь она контролирует его. В этом и заключается суть игровой зависимости: компьютер начинает управлять самим человеком. Навыки общения с другими людьми, эмоциональная сфера маленького человека формируются прежде всего при общении с родителями и сверстниками, чтении сказок, при взаимодействии с непосредственно окружающей средой. Каждый знает, что виртуальная реальность не дает истинного представления об окружающем и создает представление о реальности виртуального мира и абсолютной ненужности естественного, повседневного. Это происходит, если ребенка «отдают на воспитание» компьютеру.

Ритм нашей современной жизни, необходимость обеспечить семье приемлемый уровень существования и пропитания заставляют работать всех членов семьи (естественно, способных на это по состоянию здоровья). Отсюда и возникает следующая закономерность: по возвращении с занятий «брошенного отпрыска» ожидает в квартире лишь его преданный товарищ — компьютер. А когда мамы и папы, кроме того, еще и совершенно не интересуются машиной, не любопытствуют, что именно делает ребенок за компьютером, то процесс полностью выходит из-под контроля. Поэтому ребята просиживают у компьютера все время, пока родители на работе, обмениваются дисками с друзьями, одноклассниками, скачивают музыку, картинки, заставки для мобильных телефонов и списывают из Интернета заданные домашние работы, доклады. Если вдруг вы посчитаете, что вам не помешало бы совместно посетить театральную премьеру либо увидеть какую-то новинку кино, просто прогуляться по городу, покататься на роликах, вы слышите одно: «Нет! Нет! Нет!»

 

Признаки компьютерной зависимости

Данные исследования проводили зарубежные психологи М. Шоттон, Ш. Текл и К. Янг. Рассмотрим эти признаки:

  • когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, подросток выражает яркое нежелание делать это;
  • если все же ребенка отвлекли от компьютера, то он становится очень раздражительным;
  • ребенок не способен запланировать время, когда он закончит игру на компьютере;
  • ребенок расходует очень много денег, чтобы обновлять программы на компьютере и приобретать все новые и новые игры;
  • подросток забывает о домашних делах и обязанностях, об учебе;
  • сбивается полностью график питания и сна, ребенок начинает пренебрегать своим собственным здоровьем;
  • чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, подросток начинает злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами;
  • прием пищи происходит без отрыва от компьютера;
  • когда ребенок начинает играть или работать на компьютере, он ощущает эмоциональный подъем;
  • происходит постоянное общение с окружающими людьми на различные компьютерные темы;
  • ребенок испытывает чувство эйфории, когда находится за компьютером;
  • он предвкушает и продумывает со всеми подробностями свое последующее нахождение в мире компьютерной фантастики, что способствует улучшению настроения и захватывает все помыслы, много мечтает о том, как скоро он начнет играть.

 

Также со временем у растущего организма появляются нарушения в функционировании системы пищеварения и болевые ощущения в области позвоночника, лопаток и запястий рук, а регулярное раздражение глазных яблок способствует появлению головных болей и проблем со зрением.

Родителям, близким стоит насторожиться и принять соответственные меры, если их ребенок:

  • начинает пить и есть, учить урок, не отходя от компьютера;
  • начал проводить ночи у компьютера;
  • начал прогуливать школу для того, чтобы посидеть за компьютером;
  • как только заходит в квартиру, сразу же направляется к компьютеру;
  • забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось);
  • находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;
  • угрожает, шантажирует, если ему запрещают играть на компьютере.

 

Общие рекомендации родителям для профилактики компьютерной зависимости подростков:

  1. Для начала организуйте ребенку его личное пространство, где ему будет комфортно.
  2. Научитесь уважать интересы своего ребенка.
  3. Позвольте общаться ему с друзьями в вашем доме, в его комнате. Не оскорбляйте своего ребенка и его круг общения.
  4. Будьте другом и помощником своему ребенку. Позиция «Я — старший, поэтому делай так, как тебе говорят» никогда не приведет к доверительным отношениям.
  5. Полюбите то, что любит он, что ему очень дорого. Конфликт навязывания стиля жизни разрешится, если позволяется иметь свой собственный мир.
  6. Разговаривайте со своим ребенком, как с взрослым человеком. Слушайте его внимательно, рассуждайте вместе с ним.
  7. Не запрещайте компьютерные игры, а сделайте жизнь ребёнка насыщенной и интересной. Всем давно известно, что запретный плод всегда сладок. Чем больше запретов, тем больше интерес к этим запретам у подростка. В этом возрасте дети чаще идут наперекор своим близким. Случается, в семьях, что родители лишают ребенка чего-то значимого для него (игры на компьютере, например), не дав взамен ничего привлекательного. Вы можете узнать, что его может заинтересовать, тем самым разрешить этот конфликт.
  8. Стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки.
  9. Сделайте так, чтобы ребенок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах.
  10. Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.
  11. Если вдруг возник конфликт, который выражен в приказном тоне с вашей стороны о прекращении работы за компьютером, то не следует торговаться с ребенком: «Сначала сделаешь что-то (уроки, выполнишь домашние обязанности), только потом можешь поиграть».

 

Выводы: Чем чревата неадекватная тяга ребенка или подростка к компьютерным играм?

  1. Возможна сильная зависимость ребенка от компьютера. Ребенок начинает вести себя как настоящий наркоман: постоянно ищет время, чтобы играть, тратит все карманные деньги, чтобы купить новые игры, может даже украсть деньги, если закончились свои; говорит только о компьютерных играх, прогуливает школу, чтобы поиграть.
  2. Компьютерные игры оказывают самое неблагоприятное воздействие на развитие психики ребенка. Он становится эмоционально неуравновешенным, напряженным, агрессивным, испытывает чувство тревоги, выглядит подавленным и озабоченным. У зависимых от игры детей часто нарушается сон, зачастую им снятся кошмарные сновидения. Такое зависимое «общение» с компьютером делает ребенка замкнутым, неразговорчивым, он не может сосредоточиться ни на каком виде деятельности, может забросить учебу.
  3. Компьютерная зависимость сказывается и на физическом состоянии ребенка. Он перестает уделять должное внимание спорту и различным физическим нагрузкам, портит свое зрение, так как постоянно находится перед экраном компьютера. Родителям очень важно вовремя осознать, что их ребенок попал в зависимость от компьютера.

 

Профилактика компьютерной и интернет-зависимости

  1. Общение с детьми и создание условий для общения. Основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей является недостаток личностных связей и взаимопонимания с семьей. Обычно предрасположены к компьютерной зависимости дети, чьи родители имеют связи за границей или часто отсутствует в командировках, а также дети преуспевающих бизнесменов.
  2. Правильное воспитание детей (разъяснение, убеждение, личный положительный пример, неприемлемость физических и моральных наказаний).
  3. Разумное использование компьютера и Интернета. Родители должны объяснить ребенку, что домашние задания — это приоритет номер один; если работа сделана, компьютер твой, нет — не твой.
  4. Формирование у ребёнка адекватной самооценки и системы ценностей
  5. Правильное воспитание в подростковом возрасте.

Психолог УЗ «Ивацевичская ЦРБ» Филютич М.В.

свернуть

Отметка или знания?

развернуть

Отметка или знания?

Если вы видите, что ребенок очень озабочен своими школьными отметками или что вы сами несколько преувеличиваете их ценность, воспользуйтесь советами психолога. 

Совет № 1.
Задумайтесь, насколько ваши требования и ожидания соотносятся с возможностями ребенка. Не ориентируйте его на сплошные успехи в школе. Лучше помогите выделить те предметы, по которым он вполне способен получать высокие отметки.
Совет № 2.
Если у ребенка не ладится с учебой, постарайтесь воздержаться от упреков. Успокойте его и объясните, что вы будете любить его независимо от отметок, которые он получает.
Совет № 3.
Зачастую родители переживают из-за плохих отметок и замечаний учителя гораздо больше самого ученика. Не забывайте, что отметка часто субъективна. Постарайтесь не драматизировать школьные неудачи. Напротив, поддержите ребенка и постарайтесь вселить уверенность в то, что в следующий раз у него все получится.
Совет № 4.
Если ребенок старается и прилагает много усилий, не скупитесь на похвалу. Даже если это не завершится высокой отметкой, он будет знать, что вам важны его старания и желание учиться. При этом не сравнивайте его успехи с успехами других ребят. Сосредоточьтесь на том, как он вырос по сравнению с самим собой прежним, чему новому он научился.
Совет № 5.
Не стоит слишком восторгаться наивысшими баллами и «убиваться» из-за низких. Не забывайте, что ребенок в первую очередь идет в школу за знаниями.
Совет № 6.
Будьте примером. Если мама — перфекционист, то и ребенок может вырасти с «синдромом отличника». Не стесняйтесь признаваться в своих промахах и неудачах. И демонстрируйте при этом здравое отношение к проигрышу.

свернуть

Дисциплина с любовью

развернуть

Дисциплина с любовью

Обсудите вместе с детьми, каковы будут ответные меры на их плохое поведение, т.е. договоритесь о последующих мерах наказания. Всегда придерживайтесь этого уговора.

Выделите стул или тихий угол в доме для «тайм-аутов», куда ребенок будет отправляться в случае наказания. Вы не должны отсылать детей просто в их комнату, где полно всяких интересных вещей, с которыми можно поразвлечься во время наказания.

Постарайтесь исключить эмоции, когда призываете своего ребенка к порядку, не читайте ему нотаций и не спорьте с ним. Делайте то, что считаете нужным: «Алла, я не собираюсь спорить с тобой. Бить других людей не хорошо, я хочу, чтобы ты сейчас подумал о своем поведении. Отправляйся сейчас же в тихое кресло». Дети должны твердо знать, что любое действие имеет последствия. Если ребенок кричит или ведет себя плохо, вы должны продлить время наказания. Когда время наказания закончится, не забудьте спросить ребенка, понял ли он, почему был наказан.

Вы можете завести дома карту со звездочками или график, где в течение определенного времени будут делаться заметки о хорошем поведении ребенка. Когда наберется достаточное количество этих заметок, ребенок может получить дополнительное поощрение, скажем, в виде прогулки или поездки куда-нибудь.

Не забывайте подмечать, когда ваши дети хорошо ведут себя, и хвалите их за то, что они отвечают вашим ожиданиям: «Я рада, что ты…» или «Это здорово, что ты…»

Помните: физическое наказание действенно только по отношению к наказывающему лицу. Ребёнок начинает бояться именно его, старается вести себя прилично только в присутствии этого лица, не соблюдая требований приличия в отношении остальных людей. К тому же он быстро усваивает модель поведения: «если что-то не так – бей!

В психологии воспитания принято считать, что самым большим наказанием для ребёнка должно быть огорчение родителей. Вот как об этом писал В.Г.Белинский: “Суровый взгляд, холодное вежливое обращение, косвенный упрёк, деликатный намёк…отказ в прогулке…– вот наказания, которые, будучи употреблены соразмерно с виной, произведут и сознание, и раскаяние, и слёзы, и исправление”.

При использовании наказания нельзя:

  • наказывать ребенка «под горячую руку»
  • постоянно возвращаться к проступку
  • использовать наказание трудом
  • постоянно повторять, что ребенок – неумеха (зануда, псих и т.п.), т.е. давать негативные установки
  • наказывать лишением сна, еды
  • наказывать за то, что взрослые делают сами.
свернуть